Согласно исследованию
рынка автомобильных компонентов и запчастей, проведенному аналитическим агентством "АВТОСТАТ" в конце 2008 года, емкость рынка комплектующих изделий для сборки легковых автомобилей в России составляет 11,05 млрд. USD. При этом, на долю импортных комплектующих по итогам года приходится примерно 60% от этого объема (6,7 млрд. USD), и лишь 40% рынка обеспечивают отечественные производители компонентов (4,35 млрд. USD).
По словам директора агентства "АВТОСТАТ" Сергея Целикова в 2008 году на территории России будет выпущено 1,49 млн. легковых автомобилей, что на 15% больше, чем в 2007 году. При этом рост объемов производства в этом году происхдил в первую очередь за счет увеличения сборки иномарок. На их долю сейчас приходится порядка 40% от общего объема выпуска легковых автомобилей в РФ в количественном выражении, и более половины (54%) - в денежном.
Аналитик говорит, что доля импортных компонентов в автомобилях отечественных марок не превышает 6% и оценивается по году в 230 млн. USD в год. При этом, российские предприятия по сборке иномарок более чем на 90% обеспечиваются импортными комплектующими. Согласно оценке агентства "АВТОСТАТ" для сборки 600 тысяч иномарок в этом году уже поставлено импортных комплектующих на 6,5 млрд. USD. Объем поставок российских компонентов для сборки иномарок в несколько раз меньше. Агентство оценивает его в 720 млн. USD.
По словам Сергея Целикова, заявляя об уровне локализации в 20-40% сами автопроизводители, мягко говоря "кривят душой". Анализируя структуру поставок комплектующих на наиболее локализованные модели, можно сделать вывод, что доля отечественных компонентов там не превышает 10-15% в денежном выражении. Кроме того, из 600 тысяч иномарок, выпущенных на территории России в 2008 году, более трети собрано методом крупноузловой сборки (SKD). При такой сборке о российских комплектующих вообще говорить не приходится. По такому принципу уже достаточно давно работает мультибрендовый завод «Автотор» в Калининграде. Также этим методом в текущем году осуществлялась сборка автомобилей на заводе Volkswagen в Калуге (VW, Skoda) и GM в Санкт-Петербурге (Opel, Chrevrolet).
"Суммарный объем выпуска легковых автомобилей методом SKD в текущем году превысил 220 тыс. шт. Причем, примерно на такую же цифру вырос российский автопром относительно предыдущего года. Российские производители автомобильных комплектующих от этого роста практически ничего не поимели", - заключает Сергей Целиков.