18.07.2019
В России узаконивают безальтернативные платные дороги
Госдума во втором (основном) чтении приняла законопроект, предусматривающий введение платы за проезд по дорогам Крайнего Севера при отсутствии обязательного по действующему сегодня законодательству альтернативного бесплатного пути. После принятия документа, под действие нового закона попадет около 70% территории России.
Пока законопроект касается только дальнобойщиков. Что будет с общественным транспортом и перевозчикам социально значимых грузов, пока неясно. Легковые автомобили и мотоциклы смогут по-прежнему ездить бесплатно даже по платным дорогам. Однако, грядущая отмена принципа альтернативы со временем может коснуться и их.
Проблема северян в том, что среди них очень мало владельцев легковых машин и, уж тем более, мотоциклов. На Севере передвигаются главным образом на вездеходах, которые перевозят людей, продовольствие, медикаменты. По ОТТС вездеходы числятся грузовиками, т. е. их водителям придется платить за проезд. Напомним, Уаз Хантер недавно тоже причислили к грузовикам, чтобы Ульяновский завод мог не оснащать его подушкой безопасности водителя по умолчанию.
В пояснительной записке к законопроекту говорится: экстремальные экономико-географические условия привели к тому, что значительная часть населения районов Крайнего Севера проживает в отдаленных и труднодоступных местностях, не имея доступа к сети автомобильных дорог общего пользования. Многие поселения имеют транспортное сообщение с развитыми территориями только посредством зимних автомобильных дорог и (или) речного транспорта, при этом в период сезонной недоступности указанных видов транспорта единственной альтернативой остается воздушный транспорт.
При этом стоимость строительства и эксплуатации дорог в этих регионах так высоки, что местным властям их не потянуть, а частным инвесторам они не интересны.
В итоге, действующий ныне закон, предписывающий непременное наличие альтернативы платным дорогам, не выдержал проверку на прочность. В первоначальном варианте законопроект касался строительства новых дорог на платной основе, но после второго чтения он, будучи рекомендован к принятию профильным комитетом, предусматривает введение платы за проезд по уже существующим дорогам, мостам и путепроводам в тех случаях, когда к содержанию и ремонту этих объектов будут официально привлекаться частные партнеры. Лиха беда – начало.