30.09.2019
Электронный полис ОСАГО: негатив и позитив
С 2016 г. россияне купили около 40 млн электронных полисов ОСАГО. Многим автовладельцам быстрее и проще оформить полис самим через интернет, нежели в офисе страховой компании. Но получается это не у всех и не всегда.
Эксперты издания За рулем и аналитического агентства Автостат с 16 по 24 сентября провели опрос автовладельцев, чтобы выяснить их мнение о е- ОСАГО. Опрос показал, что почти каждый второй респондент (46%) относится к оформлению e-ОСАГО негативно, 44,2% – позитивно (оформляюсь быстро и без проблем), 9,8% – еще не пробовали пользоваться онлайн-сервисом, но уже видели негативные отзывы.
Практически каждый пятый из участников (20,1%) сообщил, что не доверяет онлайн-страхованию, предпочитая по старинке обращаться непосредственно к страховщику в офис. Претензии недовольных процедурой оформления е-ОСАГО (25,9% опрошенных) в большей степени имеют технический характер. Так, 13,3% из них считают онлайн-сервис недружелюбным (слишком долго обрабатываются данные), а еще 12,6% интерфейс показался сложным, и они не смогли с ним справиться.
Автовладелец с 20-летним водительским стажем Дмитрий Малыгин поделился личным опытом попыток получения е-ОСАГО. Он сразу решил попробовать онлайн-страхование, как только подошел срок продления страховки. Тогда услугу только начали внедрять, она была не у всех страховщиков. В одной из компаний после заполнения всех необходимых данных система зависала и выдавала что-то типа: «Ой, сейчас не смогу». После 3 попыток автовладелец пришел к выводу, что данный сбой запрограммирован как мягкий саботаж страховых компаний. Пришлось записаться в очередь, сходить к своему страховому агенту, заплатить за ОСАГО, а заодно за страхование квартиры.
В 2018 г. онлайн-оформление работало безо всякого зависания. Полей для заполнений необходимой информации было совсем немного, тут же видны расчеты с коэффициентом, оплата – картой... Уже через несколько минут на почту пришел файл к распечатке.
В 2019 г. после загрузки сайта страховой компании, с которой продлевал ОСАГО уже 7 лет, Малыгин выяснил, что за год заполнение усложнили, информации требуется гораздо больше, интерфейс стал еще менее дружелюбным. А с этим интерфейсом понадобится разбираться и 64-летнему отцу, при этом есть автовладельцы и постарше. В этом году потребовалось загружать еще и сканы водительского удостоверения, паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации ТС, ПТС и действующую диагностическую карту. Благодаря смартфону с хорошей камерой удалось довести процесс загрузки всех документов до финала.
Система обрабатывала данные более 40 мин. Но после нажатия кнопки «Оформить» перенаправила не на страницу платежа, а на раздел с квотами полисов ОСАГО по страховым компаниям Российского союза автостраховщиков (РСА). Оказалось, что выбранная страховая компания при отображении неактивна, а квот у неё ноль. Оператор горячей линии заверил, что проблем с работой сервиса нет, просто квоты на оформление закончились и появятся, когда они закончатся у других компаний. Был четверг, потом пятница и выходные. В понедельник владельцу пришлось заново пройти всю процедуру регистрации, поскольку в системе ничего не сохраняется. Но вновь все оказалось безрезультатно. В итоге, пришлось застраховаться уже через агента, при этом ждать очереди еще 4 дня.
Если бы онлайн-сервис работал, конечно, было бы лучше, чем терять время и топливо на поездку к агенту и оплачивать дополнительные сборы. Но ведь его по факту не предоставили!, подвел черту Малыгин.