03.03.2020
Санкции США помогают Форду конкурировать с ГАЗом
Олег Дерипаска начал распродажу активов подконтрольной ему группы ГАЗ, заявив, что если в конце марта полный пакет санкций США вступит в силу, компания обанкротится. По мнению аналитиков, финансовые проблемы группы связаны с желанием американских властей расчистить под Форд Транзит российский рынок легких коммерческих автомобилей (LCV), поскольку Газели остаются главным конкурентом Транзита.
Напомним, в апреле 2018 г. минфин США внес в черный список все активы Олега Дерипаски, включая главного в мире производителя алюминия компанию Русал и группу ГАЗ.
Позднее выяснилось, что ограничения против Русала ударили по металлургам США, и Вашингтон договорился с Дерипаской, что после снижения его доли в материнском холдинге En+, владеющем контрольным пакетом, санкции отменят. Подобную схему с ГАЗом американцы не стали даже обсуждать.
По мнению аналитиков британской Файнэншл Таймс, администрация Трампа расчищает российский рынок для Форда. Закрыв производство легковых автомобилей в Набережных Челнах, Всеволожске и двигателей в Елабуге, Форд в России сосредоточился на выпуске LCV, в т. ч. Форда Транзит.
Сегодня ГАЗ сильно зависит от импортных комплектующих. А зарубежные партнеры прекратили поставки, что резко снизило выпуск, продажи и финансовое положение российского автопроизводителя. По последней финансовой отчетности, долгосрочные обязательства ПАО ГАЗ превышают 32 млрд руб., а краткосрочные – более 42 млрд.
Минпромторг тем временем предложил повысить транспортный налог для автомобилей экологического класса ниже Евро-3. А в коммерческом автопарке страны до 70% составляют машины старше 10 лет. Инициатива минпромторга усилила позиции Форда в его противостоянии с ГАЗом.
Еще недавно продажи коммерческих автомобилей Форда почти втрое уступали ГАЗу. Но после введения санкций начались подвижки в пользу американцев.