06.04.2020
Российская рабочая сила среди самых дешевых в мировом автопроме
Из-за слабого рубля россияне оказались среди самых низкооплачиваемых в мировом автопроме. Даже в своей стране на начало этого года средняя зарплата в отрасли составила около 43 тыс. руб. при среднероссийских 46,7 тыс.
За последний год автопроизводители разместили на сайте ХидХантер более 30 тыс. свободных вакансий, из них в Москве – 26%, Татарстане – 12%, Нижегородской области – 11%, Санкт-Петербурге – 10%, Подмосковье – 6% и Самарской области – 4%.
При этом по 57% вакансий предлагают зарплаты от 40 тыс. руб., 25% – от 70 тыс., 12% – от 100 тыс., 4% – от 135 тыс. и 2% – от 165 тыс.
Обычный специалист с опытом работы от 1 года до 3 лет может рассчитывать на 40 тыс. руб. в месяц, а начинающий – на 28,5 тыс.
Квалифицированных кадров на рынке мало, поэтому мастер производственного участка может рассчитывать на ежемесячное вознаграждение до 150 тыс. руб., как и инженер-конструктор кинематических узлов и агрегатов. Зарплата макетчика по стеклопластиковым изделиям доходит до 200 тыс. руб. Но это лишь горстка из общей массы.
В глубинке люди получают гораздо меньше, чем в столицах. По данным профсоюза МПРА-Калуга, на калужском заводе Фольксвагена средняя зарплата составляет 60 тыс. руб. (от 35 до 105 тыс.), однако большинство работников производства получают 42-47 тыс. К окладу сотрудникам выплачивают премии, бонусы, надбавки, компенсации, разовые выплаты.
На соседнем заводе Вольво цифры сходные, а на предприятии ПСМА Рус зарплата рабочих не превышает 35 тыс. руб. А все потому, что заводы Фольксвагена и Вольво базируются в областном центре, тогда как ПСМА – в 25 км от Калуги.
Средняя зарплата на КамАЗе в 2018 г. составляла 35 тыс. 356 руб. Но там развита система бонусов и льгот.
В профсоюзе АвтоВАЗа говорят, что средняя зарплата заводчан составляет около 30 тыс. руб. «грязными». Но после вычета подоходного налога, профсоюзных взносов и платы за горячее питание им остаются около 25 тыс. Это не самая маленькая зарплата в регионе, но на московском заводе Рено она может быть вдвое выше, чем в Тольятти.
Если уж сравнивать, уровень зарплат на российских автозаводах почти вдвое ниже, чем в Польше, Чехии, Словакии, где получают в среднем 85 тыс. руб. При этом Польша, Чехия и Словакия отстают от Германии по уровню зарплат на 30-40%.