09.11.2020
Машин в России не хватает, а цены галопируют
Прогнозы не радуют
С перманентным ослаблением рубля цены на автомобили неудержимо рвутся ввысь. Тем временем, дефицит ходовых моделей и комплектаций порождает ажиотажный спрос даже на фоне отмены скидок.
Проблема в том, что машины, поставленные до локдауна, иссякли: не многие из выбранных моделей клиенты могут с ходу купить. К октябрю на складах осталось лишь 27 тыс. автомобилей, а год назад их было в 2,5 раза больше, говорится в исследовании агрегатора онлайн-продаж Autospot.ru, представляющего 700 дилерских центров из 52 городов страны.
По данным Auto.ru, дефицит новых машин отметили почти 90% участников рынка.
По словам эксперта Академии управления финансами и инвестициями Алексея Кричевского, спрос уже вырос на 15-20%, а необходимого количества на хранении нет. Приходится перехватывать у дружественных сетей либо просить покупателей ждать. Все прекрасно помнят хаос 2014 г., когда расхватывали бытовую технику, телевизоры, недвижимость и, конечно же, автомобили. То, что происходит сейчас, сравнимо с событиями 6-летней давности
Машины, полученные до первой волны коронавируса, продавали по ценам прошлого года либо начала этого. Подорожание усилилось с августа, когда рубль вновь устремился вниз. За 10 месяцев цены на новые автомобили прибавили 8%, отмечают эксперты. И это не конец истории.
JATO Dynamics констатирует, что в августе-октябре подорожали 38 марок легковых автомобилей из 48 в среднем на 4%. Некоторые бренды пересмотрели прайс-листы за эти 3 месяца трижды.
Почти 90% легковых моделей производится на российских заводах, но предприятия зависят от импортных деталей, в т. ч. АвтоВАЗ с УАЗом.
В сентябре взметнулись цены и на вторичном рынке. Если в начале лета средняя стоимость подержанной машины чуть превышала 510 тыс. руб., то к августа она поднялась до 543 тыс. руб.
Представители крупнейших автосалонов предупреждают: скоро цены на новые автомобили поднимутся ещё на 2-3%. А руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган считает, что новые автомобили в ближайший год подорожают на 5–10%, причём, в основном, бюджетные модели.
Ослабление рубля, падение доходов населения и безработица не сулят ничего хорошего российскому авторынку, уверены эксперты.