15.10.2021
Дилеры: дефицит на российском авторынке продолжится
Минимум до середины 2022 года
Разрыв между спросом и предложением на российском авторынке растёт с каждым месяцем. Ведущие автодилеры страны в этом году ожидают падения продаж. Они убеждены, что дефицит продолжится минимум до середины следующего года на фоне роста цен.
По мнению дилеров, снижение продаж не выровняет даже эффект низкой базы пандемийного 2020 г., когда закрылись дилерские центры, и на рынке наступило затишье. Из-за дефицита автомобилей, их продажи в России падают третий месяц подряд, только в сентябре на 22,6%.
Из-за нехватки микрочипов, некоторые машины поступают с производства без некоторых опций, типа мультимедиа или навигации. При этом сохраняется тренд на рост цен практически у всех брендов.
Что касается обозримого будущего, директор по маркетингу Авилона Андрей Каменский отметил, что дефицит в ближайшие месяцы сохранится. Сильнее всего он затрагивает наиболее высокотехнологичные модели с современными мультимедийными системами. Уже сейчас покупателям некоторых брендов недоступны такие опции, как камеры кругового обзора, панорамные крыши, мультимедийные дисплеи.
По словам Каменского, рост цен не прекратится, но постепенно замедляется, поскольку отыгран рост евро по отношению к рублю, и прайсы на новые автомобили менялись по инерции.
Директор по развитию Рольфа Владимир Мирошников напомнил, что дефицит товарных автомобилей наблюдался весь год, но осенью усилился, и уже ясно, что сохранится до конца года и далее. Это значит, что даже при оптимистичном сценарии рынок новых автомобилей в 2021 г. превзойдёт прошлогодний результат не более чем на 5%, а может и уйти в минус. Между тем, спрос на авторынке сохраняется вопреки росту цен. Их покупателей подорожание не останавливает, поскольку автомобиль сегодня всё чаще рассматривают как инвестицию: при бережной эксплуатации и качественном обслуживании он может дорожать. Часть спроса перераспределяется на вторичный рынок. За 9 месяцев продажи автомобилей с пробегом в компании выросли на 54%, а новых автомобилей – всего на 7%.
Наибольший дефицит наблюдается среди внедорожников и кроссоверов, отметил гендиректор Автоdom Андрей Ольховский. Цены могут вырасти на 3-5%, при этом рынок готов к росту на 10-12% без снижения спроса, а по ряду марок и моделей до 20%.
В 4 квартале ожидается снижение поставок автомобилей, что будет чувствительным для всего рынка. Отложенный спрос не может реализоваться в полном объеме, потому что поставки автомобилей не отражают даже текущих контрактов. Сокращение разрыва между спросом и предложением будет в начале 2023 г. или в самом конце 2022 г., считает Ольховский.
Гендиректор Автоспеццентр Андрей Терлюкевич отметил, что цены на комплектующие растут, в т. ч. и из-за увеличения производства электромобилей в ущерб машинам с ДВС. Только в этом году в среднем цена автомобиля в массовом сегменте выросла на 15-25%, а премиум-сегмент дорожал ещё быстрее. Рано или поздно ситуация на рынке нормализуется, но маловероятно, что это произойдет раньше середины следующего года. Цены к тому времени вырастут в лучшем случае на процент инфляции и однозначно не пойдут вниз.