06.06.2022
Российские перевозчики бьют тревогу
Из-за санкций тарифы на грузовые автоперевозки падают, а цены на запчасти и расходные материалы растут, что грозит убытками и проблемами с обновлением парка.
Так, на маршруте Петербург-Москва тариф упал до 33,3 руб./км (на 34,3% меньше, чем 3 месяца назад). Падение ставок почти не оставляет возможностей для развития.
Ситуация грозит снижением рентабельности и, как следствие, убытками и проблемами с обновлением парка, пояснил управляющий директор Совтрансавто (более 700 автопоездов) Владимир Тян.
В апреле страны ЕС перестали пускать грузовой автотранспорт из России в связи с военной спецоперацией на Украине. Система логистики, формировавшаяся десятилетиями, изменилась. В мае глава минтранса Виталий Савельев заявил, что санкции «практически поломали всю логистику в стране», поэтому Москва вынуждена искать новые логистические коридоры, напомнил основатель ИТ-платформы Loginet Герман Раскин.
По данным Ассоциации международных автоперевозчиков, доставкой грузов в ЕС занимались 3,1 тыс. российских компаний с парком на 45 тыс. автопоездов. Сегодня большинство из них переключилось на рейсы по России, создав дополнительное предложение.
По данным основателя онлайн-экспедитора Deliver Данила Рудакова, в итоге на рынке наблюдается избыток транспорта: ранее на 1 млн машин приходилось 300 тыс. ежедневных погрузок, сейчас на 1,1 млн машин – 180 тыс. погрузок. Тарифы падают преимущественно на перевозки из Москвы (на 40-50%). В апреле цена перевозки 20-тонного рефрижератора из Москвы в Новосибирск упала с 200 тыс. до 150 тыс. руб. Однако цена на перевозки на ряде межрегиональных маршрутов не изменилась и даже выросла.
Кроме падения ставок компании столкнулись с увеличением себестоимости перевозок, и она продолжила расти из-за роста стоимости запчастей, удорожания страхования и роста инфляции. Об обновлении парка придётся забыть. По крайней мере, в ближайшее время.