21.11.2022
Страховщики чаще стали расторгать договоры ОСАГО без возврата денег
В последнее время участились жалобы на одностороннее расторжение договоров ОСАГО без возврата премии из-за ошибок в данных о страхователе или машине, закравшихся при оформлении полиса. При этом стоимость ОСАГО страховщики бывшим клиентам не возвращают. Юридически тут всё чисто, но правозащитники ждут от страховщиков большей лояльности.
Клиенты АльфаСтрахования, Абсолют Страхования, МАКСа и др. жалуются на расторжение договоров из-за ошибочных данных без возврата денег. За 9 месяцев СК расторгли 150-300 тыс. договоров с неверными данными.
По статистике Центробанка, за 3 квартала количество жалоб на страховщиков выросло почти на 30% (до 41 тыс. шт.), при этом на ОСАГО пришлось около 80% жалоб. ЦБ РФ каждый месяц получает 40-60 подобных жалоб. Регулятор проводит надзорные встречи со страховыми компаниями, отправляет им письма с рекомендациями. Но с них, как с гуся вода, потому что разрыв договора не нарушает действующих в стране законов.
По закону страховщик имеет право досрочно прекратить действие договора из-за ложных или неполных сведений, предоставленных страхователем, если они имеют существенное значение для определения степени страхового риска. И обращаться в суд клиенту нет никакого смысла: расходы на процесс перекроют сумму выплаты, даже если её удастся добиться.
Правозащитники убеждены, что необходимо менять практику расторжения договоров ОСАГО по инициативе страховщика.
По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, ошибки должны устраняться в рабочем порядке без расторжения договора. Если страхователь предоставил неверную информацию, влияющую на стоимость полиса, он должен получить возможность доплатить нужную сумму в личном кабинете. Если же ошибки не влияют на стоимость, они должны устраняться самим страховщиком или страховым агентом.
Однако, в Российском союзе страховщиков (РСА) считают, что менять практику неверно, ведь в этом случае страховщик останется без рычагов противодействия мошенникам.