21.02.2023
В России стали аннулировать документы на ТС, ввезённые по параллельному импорту
Росстандарт стал отзывать свидетельства безопасности конструкций транспортных средств (СБКТС), на основании которых в РФ выдают ПТС, закрепляющий право собственности на автомобиль. К процессу готова присоединиться таможня. В итоге десятки тысяч россиян попали в зону риска: без ПТС машину нельзя зарегистрировать, получить на неё номера, продать или купить и ездить на ней тоже нельзя.
Ещё осенью на Дальнем Востоке чиновники фиксировали факты выдачи СБКТС без реальной проверки и несоответствие данных в документах. Так, перевозчики занижали мощность для экономии на налогах и страховке.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, с Дальнего Востока ввозят менее проблемные машины, нежели ввезённые через Казахстан или Кыргызстан. Последние не соответствуют экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5, а значит, даже теоретически не могут быть легализованы в России.
По словам Шапарина, казахстанские или кыргызские лаборатории выдают СБКТС с завышением экологического класса. В Казахстане двигатели класса Евро-0 легко и недорого превращаются в Евро-4 и Евро-5. Занижение мощности встречается реже, поскольку в российских лабораториях боятся рисковать. Зато махинации с экологическим классом в Казахстане поставлены на поток.
Пока скрытой частью айсберга остаются манипуляции с таможенной стоимостью автомобиля. Но в ближайшее время к перепроверке импортных машин подключится таможенная служба. Тогда покупатели получат и от неё проблемы, предупреждает эксперт.
На фоне колоссального недобора сборов в России сменился глава таможенной службы. Росстандарт работает в связке с таможней. При этом, например, в Москве есть автосалоны, которые продают автомобили с завышенным экологическим классом, блогеры продвигают машины казахстанской растаможки. Скоро россиян, купивших эти машины, ждёт масса проблем. В зоне риска десятки тысяч автомобилей, ввезённых в Россию через Казахстан. Меньше проблем у машин с Дальнего Востока. Но есть ещё один проблемный канал – Белоруссия, пояснил Антон Шапарин.
У белорусских продавцов нет необходимости подделывать экологический класс, потому что машины из Европы. Но они, как правило, битые или утопленники, их покупают с аукционов страховых компаний, восстанавливают и продают. Есть ещё лизинговые машины, фактически, угнанные в Европе. В базе Интерпола есть данные об угоне. Обмен информацией по-прежнему идёт, это может всплыть при регистрации и машину просто не поставят на учет. Риск очень высокий, считает эксперт.
Ещё недавно самыми надёжными продавцами были официальные дилеры, работавшие в правовом поле, соблюдавшие жёсткие требования западных компаний. Сейчас даже эти юрлица ввозят в Россию машины по параллельным схемам и оптимизируют затраты, оформляя их на частников. Поэтому машина с дурным прошлым может попасться у приличной компании, констатирует Шапарин.
По его мнению, самое обидное, что при покупке таких машин люди ничего не экономят, их продают за полную стоимость, так же как и ввезённые легально. Всю прибыль получают те, кто придумал эту схему. Росстандарт представит какое-то системное решение, но пока его нет.
Сегодня единственный более-менее надежный способ – покупка у поставщика, который представит таможенную декларацию, выданную именно российской таможней, и российский сертификат безопасности, полученный от лаборатории внутри страны, советует эксперт.