10.05.2023
Россияне в апреле взяли рекордные автокредиты
После кризисного провала из-за нашествия в Россию новых китайских брендов, в апреле банки одобрили физлицам 77 тыс. автокредитов на 109,5 млрд руб., подсчитали эксперты аналитической компании Frank RG.
По данным аналитиков, объём ссуд на покупку машин превысил докризисный максимум апреля 2021 г. в 100,1 млрд руб. и стал рекордным за все время с конца 2013 г. В сравнении с мартом, автокредитование увеличилось на 14% в деньгах и на 9% – в количестве. Выдачи растут повышенными темпами второй месяц подряд: уже в марте их объём в деньгах взлетел на 21%, а количество – на 14%.
Одновременно растёт средний размер автокредита: в апреле он достиг 1,42 млн руб., превысив максимум февраля 2022 г. (1,4 млн руб.), зафиксированный на пике кризиса.
Размер кредитов растёт вместе с подорожанием автомобилей и жизни. По подсчётам экспертов аналитического агентства Автостат, за прошлый год средневзвешенная цена нового легкового автомобиля выросла на 20%, а подержанного – на 32%.
Напомним, выдачи автокредитов стали резко сокращаться прошлой весной после начала российской военной операции на Украине, когда многие бренды отказались поставлять машины в Россию и приостановили локализованные производства. Дефицит автомобилей привёл спаду в сегменте.
По статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2022 г. продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в РФ рухнули до 1,67 млн шт. (-58,8% к АППГ), а подержанных по данным Автостата – до 4,9 млн шт. (-19%).
Объёмы автокредитования за прошлый год сократились до 702 млрд руб. (-36%), а количество кредитных договоров – до 554,9 тыс. (-40%), констатировали аналитики Frank RG.
По словам зама главы правления ВТБ Анатолия Печатникова, ранее банк прогнозировал, что в этом году рынок автокредитования обновит рекорд 2021 г. Выдачи в этом сегменте достигнут 1,13 трлн руб., что на 4% превышает ранее достигнутый максимум. Факторами роста будут увеличение поставок новых машин с азиатского рынка и развитие параллельного импорта. На фоне двукратного снижения доли продаж новых автомобилей до 11%, основной прирост будет формироваться в сегменте машин с пробегом. В России этот рынок всегда был самым объёмным, но если раньше сделки на нём зачастую проходили с наличными, то теперь серьёзно растет доля автокредитования.