В 2009 г. в России будет продано 1,5-1,8 млн новых легковых автомобилей — такой прогноз дал «Ведомостям» президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. У «Соллерса» (производит Fiat, Isuzu, SsangYong, УАЗ) оптимизма больше: представитель компании говорит, что в 2009 г. будет продано от 1,9 млн до 2,2 млн автомобилей. До кризиса Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировала на этот год 3 млн автомобилей. По информации Олега Дацкива, директора по развитию проекта Auto-dealer.ru, за 11 месяцев этого года в России было продано примерно 2,5 млн автомобилей.
У партнера PricewaterhouseCoopers Стенли Рута два прогноза — базовый и пессимистический, причем последний совпадает с ожиданиями Алешина. Худший вариант такой: объем автомобильного рынка сократится в количественном выражении до 45% — с 3,1 млн штук в 2008 г. до 1,7 млн в 2009 г., а в деньгах — с $65 млрд до $31-32 млрд (с учетом продаж подержанных автомобилей, занимающих около 10% рынка в денежном выражении). Такой сценарий возможен, если в России увеличится уровень безработицы, курс доллара превысит 34 руб., доля продаж автомобилей в кредит сократится с 50% (первое полугодие 2008 г.) до 10%, а средний номинальный располагаемый доход увеличится всего на 12%. Базовый прогноз предполагает курс доллара в 32 руб., долю продаж в кредит — в 25% и увеличение располагаемого дохода на 18%: в этих условиях падение авторынка в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составит 15% в штуках и менее чем 20% в деньгах.
Это все радужные прогнозы, считает Дацкив: снижение продаж новых автомобилей, по его мнению, может достигнуть 60% в штуках — до 1,2-1,3 млн. Причем рынок будет падать не только из-за отсутствия денег у покупателей, но и из-за нехватки автомобилей: Дацкив предполагает, что автозаводы в Японии и США в 2009 г. будут простаивать в течение месяцев.
Сильнее всего пострадает сегмент новых импортных иномарок, на которые приходится около половины рынка в количественном выражении и более 70% — в стоимостном.
Российских производителей автомобилей ослабление рубля и рост импортных пошлин сделают более конкурентоспособными, считает Рут. В 2008 г. российские автомобили занимали 11% рынка в стоимостном выражении и около 20% — в количественном.
В деньгах рынок будет падать сильнее, чем в натуральном выражении, сходятся эксперты. Рут предполагает, что в 2009 г. средняя цена покупаемого автомобиля составит $18 000-20 000 против $22 350 в первом полугодии 2008 г. Дацкив говорит, что средняя цена снизится до $15 000.
Повышение ввозных пошлин вынуждает импортеров увеличивать цены на иномарки, напоминает Владимир Видулов, руководитель представительства компании JATO Dynamics. О повышении цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2-7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5-8%), Volvo (10-15%), Subaru. Уже подорожали на 5-7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15-20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито».
В октябре россияне купили на 6% меньше иномарок, чем месяцем ранее. В ноябре падение ускорилось: в России было продано 136 554 новые иномарки — на 19% меньше, чем в октябре, и на 15% меньше, чем в ноябре 2007 г., подсчитала АЕБ.
Татьяна Романова
Елена Виноградова
Юлия Федоринова
19.12.2008, №241 (2263)