На прошлой неделе на «КАМАЗе» прошла международная конференция «Инструменты «Бережливого производства»: эффективная организация производственной системы на предприятии». Производственная система «КАМАЗ» (ПС «КАМАЗ»), начиная с 2006 года, строится на принципах бережливого производства (Total Toyota Production System). На конференции заместитель председателя комитета по развитию ПС «КАМАЗ» Владимир Арженцов огласил некоторые результаты развития ПС «КАМАЗ». В 2008 году произошёл резкий скачок по одному из основных показателей, характеризующих вовлечённость персонала в процессы «Бережливого производства». Получено 48 тысяч кайдзен-предложений, направленных на улучшение всех направлений деятельности. В среднем, почти по одному предложению на каждого работника. В 2006 году приходилось одно предложение на 20 работников, в 2007 году — на 5 человек. За три года по поступившим предложениям открыто 2700 проектов, высвобождено 1300 единиц оборудования и 90 тысяч кв. метров производственных площадей.
Экономический эффект от развития ПС «КАМАЗ» за три года составил 1,6 млрд. рублей, при затратах — 16 млн. рублей. Резко выросла и производительность труда — как на отдельных предприятиях, так и на финишном участке технологической цепочки «КАМАЗа».
На конференции свои успехи и задачи в области освоения кайдзен представили также руководители «бережливых» программ компаний АВТОВАЗ, «Соллерс-Набережные Челны», «Татнефть МехСервис», «ПО ЕлАЗ», «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» и другие предприятия региона. Ведущие японские и российские эксперты провели серию обучающих семинаров. Генеральный директор «Тойота инжиниринг корпорейшн» Тошио Хорикири поведал о японском опыте вовлечения и мотивации персонала на непрерывные улучшения текущей деятельности.
По наблюдению директора «Центра Оргпром» Алексея Баранова, компании, строящие производственные системы на основе бережливого производства, оказались менее подвержены кризису и соответственно имеют больше шансов выйти из него более гибкими, эффективными, конкурентоспособными. «Кризис - лучшее время для «прививки» кайдзен, - сказал он. – Чтобы остаться на плаву, определите проблемы как потенциал и задайте амбициозные цели вашим потокам создания ценности. Далее объясните персоналу и партнерам смысл преобразований. Действуйте честно и последовательно. Переверните реальность, используя рычаг интеграции сверхпотоков ценности. Задавайте правильные вопросы, стимулируя осознанное освоение кайдзен».