Намерение возглавляющего топ журнала Форбс «100 богатейших бизнесменов России» Михаила Прохорова выпустить «бюджетный» электромобиль, довольно утопичное с экономической точки зрения, более чем здраво с политической, – пишет сегодня, 20 января,
Деловой автоклуб.
Частный инвестор в кризисный автопром, который продвигает самые современные технологии (электромобиль – последний крик маркетинговой моды), заботится об экологии и поддерживает один из главных нацпроектов (есть сведения, что Михаил Прохоров предлагает использовать свои автомобили в Олимпиаде в Сочи) «обречён на благосклонность власти», – считает аналитик Делового автоклуба. Премьер-министру РФ Владимиру Путину идея Михаила Прохорова «очень понравилось», – напоминает он.
С экономической и технической точек зрения проект выглядит проблемно (мягко говоря). Во-первых, нормальный электромобиль не может быть дешевле €15 тыс., – согласны ведущие эксперты. Опровергнуть их мнение пытаются лишь китайцы. Правда, пока нет сведений, что «электромобиль Михаила Прохорова» будет «нормальным». Возможно, речь идёт об аналоге сверхдешёвой Тата Нано.
Во-вторых, в бюджетной нише авторынка в ближайшее время ожидается жёсткая конкуренция. Здесь уже присутствуют Рено Логан и все модели АвтоВАЗа, а в ближайшее время ожидается появление Тойоты Etios, нового «автомобиля для России» Фольксвагена, дешёвого седана Хундай и других. Получить успех в этом сегменте без опыта, репутации, сервисной и дилерской сетей может лишь наивный человек (каковым Михаил Прохоров явно не является).
В-третьих, обещанное Михаилом Прохоровым премьеру РФ создание автопроизводства «с нуля» дорого. Полноценный сборочный завод обойдётся в пару млн долларов. К ним надо прибавить затраты на разработку и на создание упомянутых сервисных и сбытовых структур. Однако это относится к запуску серийного производства. Сборка двух-трёх сотен автомобилей в год «на коленке» возможна без серьёзных инвестиций, тщательной проработки конструкции и технологии и т. п. проблем. В таком случае выпускать электромобиль окажется проще, чем обычный. Не нужны будут договоры о поставках очень дорогих и «имеющих лицо» бензиновых или дизельных двигателей. Производители электромотора и аккумуляторов могут оказаться как бы и неважны.
Взамен Михаил Прохоров может получить господдержку своей «перспективной программы» и, что для него более важно, благосклонность власти к другим отраслям бизнеса. Его компания «Онэксим» контролирует «Русал», «Полюс Золото», страховую компанию «Согласие» и другие активы. Основной смысл идеи Михаила Прохорова именно в этом, – предполагает аналитик Делового автоклуба.
Согласно информации агентства Рейтер, Михаил Прохоров намерен создать новое автопроизводство в Петербурге, выпускающее автомобили класса «С» ориентировочной ценой €8,8 тыс. По мнению агентства, речь идёт об электромобиле.