Министерства промышленности и торговли и экономики ужесточили режим промсборки иномарок в России, – сообщает сегодня, 27 января,
Коммерсант. Нововведение коснётся ещё не запустивших производство концернов: Хундая, Пежо-Ситроена и Мицубиси. Министерства не имеют права пересматривать условия уже заключённых инвестиционных соглашений, что помогло удержать российские позиции в кризис без сокращения промсборки Фольксвагену.
Как пояснили коммерсанту в Минпромторге, иностранным концернам в дальнейшем придётся собирать полным циклом столько моделей, сколько в начале проекта методом отвёрточной сборки. Теперь они могут импортировать компоненты для отвёрточной сборки своих моделей на льготных условиях лишь в обмен на обязательства перехода на полную сборку этих моделей (создания мощностей по сварке и окраске их кузовов и сокращения перечня ввозимых компонентов на треть). Отчёты об инвестициях в развитие своих заводов в РФ придётся посылать вдвое чаще (раз в полгода, а не в год, как сейчас).
Таким образом министерства в кризис страхуются от несоблюдения обязательств по локализации. Когда промсборка только появилась в 2006 году, Минэкономики декларировало, что главная задача – не столько создание российских заводов по выпуску иномарок (их открыли все крупнейшие концерны), сколько углубление сборки иномарок и развитие в России современной компонентной базы. Эта цель не достигнута до сих пор. Создание производств компонентов требует больших объёмов выпуска, а российский авторынок продемонстрировал одно из самых сильных падений в мире (на 50%). Иностранные автоконцерны, получающие поддержку своих государств, ограничены в инвестировании в зарубежный (т. е. наш) автопром.
Разработчики режима промсборки признают, что обязательства концернов при невыполнении ими условий локализации прописаны недостаточно жёстко, формулировки слишком размытые. Впрочем, до сих пор зарубежные концерны выполняли свои обязательства по локализации. Прошлым летом завод Соллерс – Набережные Челны сократил отвёрточную сборку на первые 10%. У остальных сроки локализации ещё не наступили. Инвесторы несут ответственность в соответствии с ГК РФ. Это значит, что в случае невыполнения условий соглашения министерства смогут направить в ФТС требование остановить импорт компонентов либо взыскать пошлины в полном объёме.