Крупнейший российский автоконцерн «АвтоВАЗ» нашел оригинальный способ помочь своим дилерам. По неофициальной информации, он планирует предоставить кредит двум партнерским банкам, и тем самым фактически поддержать собственных дилеров, которые на кредитные средства смогут выкупать машины для поставки в розничную сеть. В нынешних условиях у большинства компаний уже нет другого выхода.
Субординированные кредиты от автопроизводителя в размере 1 млрд рублей и 300 млн рублей соответственно должны получить московский Новикомбанк и полностью принадлежащий «АвтоВАЗу» тольяттинский КБ «Автомобильный банкирский дом». Планируется, что банки обратятся во Внешэкономбанк за эквивалентным по размеру финансированием, а эти средства будут пущены на поддержку приунывших дилеров «АвтоВАЗа».
Снижение покупательской способности населения и, как следствие, сокращение спроса на продукцию автопрома ведет к проблемам как у автоконцернов, так и у автодилеров. Например, компания Renault в России приняла решение остановить производство на заводе «Автофрамос» на 14 дней в декабре, а холдинг «Инком-авто» в ближайшее время закроет три салона в Москве, на которые приходится около 10% всей выручки.
Инициатива «АвтоВАЗа» — первый случай в российском автопроме, когда предприятие пытается таким способом спасти своих продавцов. «Такая система кредитования родилась сейчас, во время кризиса, и она достаточно правильная, потому что значительно сокращает риски для производителей автомобилей, дистрибьюторов и их дилеров, а риски сейчас просто огромны», — рассказал BFM.ru генеральный директор компании «Кредитный и Финансовый Консультант» Александр Грибенко.
«Я думаю, что «АвтоВАЗ» в этом случае заинтересован в том, чтобы дилеры получали рыночную ставку по кредиту. Не исключено также, что «АвтоВАЗ» спонсировал ставку. Наверняка у банков-посредников какая-то определенная небольшая маржа будет оставаться», — высказал свое мнение BFM.ru председатель правления «ОТП-банка» Евгений Егоров.
«У дилеров сейчас проблемы, трудно выжить даже таким крупным, как «Инком», — констатирует аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. — Поэтому в текущей ситуации, когда получить кредит у банков стало очень сложно, а помогать своим дилерам надо, предприятия сами решили выступать в роли кредитной организации. У них просто выхода другого нет. Предприятия, торгующим автомобилями при автозаводах, находятся в более затруднительной ситуации, чем те, у кого поставщиков много. На таких дилеров наложено множество ограничений со стороны автоконцерна», — объясняет Козицын.
Выступая новатором, «АвтоВАЗ взял на себя и дополнительные риски, ведь не факт, что дилеры впоследствии смогут обслужить свой долг, добавляют аналитики.
«Каждый по-своему решает проблемы, возникшие вследствие кризиса. Наша компания располагает дилерами по всей стране, — комментирует проблему BFM.ru пресс-атташе автоконцерна Renault в России Ольга Сергеева. — К каждому мы подходим индивидуально, так что единого рецепта нет».
Напомним, вчера банк «Глобэкс» «в контексте реализации мер по поддержке реального сектора экономики в условиях дефицита заемных средств на рынке кредитования» открыл «АвтоВАЗу» кредитную линию, в рамках которой выделен первый транш в размере 3 млрд руб.
Наталья Дубинина