24.03.2004
Каждый третий автомобиль продается в кредит
В 2003 году наблюдались небывалые темпы развития рынка потребительского кредитования в России. По оценкам банкиров, рынок потребительского кредитования вырос за прошлый год более чем в два раза. Но чем активнее растет этот рынок, тем более вероятно возникновение на нем системного кризиса. Дело в том, что банки пока не располагают статистикой возврата долгов, и неизвестно, какая часть выданных кредитов окажется безнадежной.
В последнее время банки прикладывают массу усилий, чтобы сделать автокредитование максимально привлекательным для потребителей: размер первоначального взноса сократился до 20-30%, срок рассмотрения заявки на кредит минимален, заем выдают даже лицам, у которых нет прав, страховку можно оплачивать в рассрочку. В этом процессе есть и подводные камни: реальные расходы на покупку автомобиля в среднем на треть превышают его стоимость. Следует иметь в виду, что меньше 3 тыс. долларов многие банки на покупку автомобиля не дают, поскольку кредитовать покупку дешевых подержанных машин им невыгодно.
Российский потребитель выбирает банк, который оперативно оценивает косвенные доходы заемщика, предъявляет минимальные требования при максимально коротких сроках оценки кредитоспособности, имеет широкую филиальную сеть для погашения кредита в удобное для клиента время, сообщает "Банковское Обозрение".
И хотя потребительское кредитование становится все более популярным, бум его в России еще впереди. Для сравнения: задолженность населения в США по потребительским кредитам составляет 74% ВВП, а в России - 1.8%. По мнению экспертов компании Ernst&Young (E&Y), через два-три года до 20-30% автомобилей и бытовой техники россияне будут покупать в кредит, а банки одолжат им на эти цели до 2 млрд. долларов.
Таким же станет и спрос на ипотечные кредиты после неизбежного падения ставок до уровня менее 10% годовых в валюте, считают в Ernst&Young.