Согласно данным отдела аналитики LADAONLINE, в 2003 году на российском рынке было реализовано 1 млн. 470 тыс. легковых автомобилей, в том числе 1 млн. 95 тысяч новых (российских и иностранных), и 375 тысяч подержанных иномарок. Это в целом по рынку на 2,3% меньше, чем в 2002 году, но(!) новых автомобилей оказалось продано на 9% больше, чем годом ранее. Доля российских марок в общем объеме продаж новых автомобилей (без учета подержанных иномарок) составила 81,7%, а доля иномарок – 18,3%. Бесспорным лидером на российском рынке остаются автомобили ВАЗ. С учетом продаж автомобилей, собранных на «Иж-Авто» и «РосЛаде», а также «Шевроле-Нив», доля автомобилей ВАЗ по итогам 2003 года составила 64%. В том числе автомобили ВАЗ «классического» семейства заняли 23% рынка, доли семейств «Самара» и «2110» находились на уровне 18 % от общего объема рынка, доля внедорожников «Нива» и «Шевроле Нива» составила 5% рынка. Около 5,5% российского авторынка заняли микролитражки семейства «Ока», еще примерно 4,8% рынка - автомобили «Волга», 3,2% - автомобили «Иж» и 2,8% заняли внедорожники «УАЗ». Среди иномарок в лидерах по итогам года оказались Toyota (2,3%), Ford (2%) и Daewoo (2%).
Несмотря на некоторое снижение общего объема продаж автомобилей (с учетом б/у иномарок -2,3%), российский рынок можно оценивать как растущий. Растет он в первую очередь по затратам населения на покупку автомобилей. Хотя , говоря о финансовой емкости рынка можно применять разные критерии измерения. Так, рост затрат населения на приобретение автомобилей, оцениваемый в долларах США, за год составил 20,1% (13,08 млн.долл. против 10,89 млн.долл. в 2002г.). Если затраты покупателей измерять в рублях, то рост составил 17,9%. Россияне потратили на автомобили 402,67 млрд.руб против 341,42 млрд.руб. в 2002 году. Если же финансовую емкость рынка оценивать в Евро, то российский авторынк практически остался на прежнем уровне 11,56 млн.евро против 11,49 млн.евро в 2002 году (+0,5%).
Как становится ясно из расчетов и оценок отдела аналитики LADAONLINE, рост емкости авторынка в прошлом году обусловлен не количественным приростом продаж, а ростом средних цен и перераспределением сегментов продаж в более дорогой ценовой диапазон. Так, в сегменте «автомобилей ВАЗ» (включая «Шевроле Ниву»), средняя стоимость автомобилей выросла почти на 25% (с $4,4 тысяч до $5,5 тысяч). Это произошло как за счет увеличения рублевых цен, так и счет увеличения доли продаж более дорогих семейств. Непосредственную роль сыграло здесь еще и снижение курсовой стоимости доллара к рублю. Последняя причина повлияла на изменение средней цены по всем сегментам рынка. Но если для средней стоимости новых иномарок которые за год подрожали на 8,8% (с $19,4 тыс. до $21,1 тыс.), изменение курсовой стоимости доллара к рублю и Евро было определяющим, то на изменение стоимости подержанных иномарок (+15,8%) в большей степени повлияло введение новых таможенных пошлин.
Ознакомиться с подробной статистикой продаж легковых автомобилей в России по итогам 2003 года, а также с расчетами финансовой емкости по каждому сегменту рынка, динамикой цен на наиболее популярные автомобили и узнать о предпочтениях российских автолюбителей можно будет в справочном издании
«Автомобильный рынок России - 2004», которое выйдет под редакцией издательства «Семь Верст» в конце апреля-начале мая.