18 апреля 1974 года на АВТОВАЗе был подписан приказ о создании специального конструкторского бюро роторно-поршневых двигателей (СКБ РПД). А 24 марта 2004 года вышел приказ о прекращении на заводе работ по роторно-поршневой тематике.
Михаил Коржов, первый главный конструктор СКБ РПД рассказывает о том, как создавался первый двигатель РПД на Волжском автозаводе: «В конструкции роторно-поршневого двигателя, что была создана в СКБ РПД, ни одна линия не была проведена зарубежным специалистом. Все было создано вазовцами на базе того, что мы узнали в СССР(этими двигателями тогда занимались НАМИ, Харьковский политехнический институт и Воронежский авиационный завод) и за рубежом(Поляков организовал нам командировки в Японию, Германию)». Первый РПД ВАЗ-311 был спроектирован под автомобиль ВАЗ-2101. Уже в 1978 году по конвейеру шли ВАЗ-21018(модификация с односекционным РПД на базе ВАЗ-21013). Впервые в российской автомобильной промышленности была использована цифровая система зажигания. Эта система была подобна той, что сейчас используется на автомобилях с впрысковым двигателем – нет обычного распределителя, а есть блок управления, соответствующая программа. Всего с РПД ВАЗ-311 было выпущено около 700 автомобилей с 1976 по 1979 годы.
Долгие годы двухсекционные РПД использовались на автомобилях силовых структур - МВД и КГБ. Первые такие автомобили были направлены в 1980 году в КГБ для организации Олимпиады в Москве.
В конце 80-х годов в СКБ РПД обратилось КБ Миля по вопросу разработки РПД для вертолета МИ-34. С вазовским РПД до сих пор летает экраплан (большое скоростное судно, которое используя эффект воздушной подушки идет на высоте 3 метров над поверхностью воды и таким образом неуязвим для радаров). В Казани готовятся к испытаниям вертолет с трехсекционным двигателем РПД ВАЗ-4265, В Новосибирске три года уже эксплуатируется самолет-амфибия с вазовским РПД.
На сегодняшний день единственный автопроизводитель продолжает разработку и выпуск автомобилей с РПД – это японская фирма «Мазда».
Использование РПД в малой авиации – в этом видят развитие направления РПД специалисты легендарного СКБ АВТОВАЗа, после того, как работы на заводе были прекращены. «Как Форд в свое время завоевал рынок, сделав много дешевых автомобилей, так же надо сделать много дешевых самолетов. Тогда эта отрасль действительно появится и станет эффективной для решения целого комплекса задач»,- считает нынешний начальник СКБ РПД Владимир Шнякин.
При подготовке использованы материалы статьи газеты «Волжский автостроитель»
Подробнее об РПД читайте в
Автофаке и
Каталоге автомобилей ВАЗ