Согласно данным отдела аналитики LADAONLINE, 62,7% из выпущенных в 2003 году на территории России легковых автомобилей имеют тип кузова «седан». Годом ранее объем производства седанов находился на уровне 60,5%. Доля хэтчбеков в общем объеме производства за 2003 год составила 21,5% против 18,5% в 2002 году. Её рост произошел за счет увеличения выпуска вазовских моделей ВАЗ-2112 и ВАЗ-2114, а также наращивания объемов производства ИЖ-2126 в Ижевске. Кроме того, всеволожские «Форд-Фокус» и калинградские «Киа-Рио» также в значительной доле выпускаются с типом кузова хэтчбек. На долю хэтчбеков в программе выпуска во Всеволожске приходится 25%, а в Калининграде - более половины.
Аналитики LADAONLINE отмечают, что на фоне значительного преобладания производства автомобилей с типом кузова седан и ростом производства хэтчбеков в России крайне низок выпуск универсалов. Перенос производства модели ВАЗ-21043 из Тольятти в Ижевск и снижение годовой программы выпуска модели ВАЗ-2111 привели в середине года к значительному росту цен на эти модели. В Нижнем Новгороде вообще прекратили выпуск универсалов на базе "Волги", а во Всеволожске на долю универсалов приходится всего 15% от выпускаемых "Фокусов". Суммарный же выпуск «универсалов» за год упал фактически в два раза - с 9,7% в 2002 году до 5% в 2003-м. А вот с внедорожниками в отечественном автопроме все в порядке. Наши условия жизни диктуют моду на такие авто, и их доля в общем объеме производства стабильно-высокая (более 10%). В перспективе, скорее всего, она сохранится на этом уровне. Можно также констатировать фактически полное отсутствие производства в России минивэнов. Это одна из самых перспективных рыночных ниш авторынка. Относительно высокие цены на все импортные минивэны, чрезвычайно низкая доля производства внутри страны (0,1-0,2%) и европейская мода на этот тип кузова в скором времени должны привлечь внимание производителей к этой теме. Тот производитель, который сделает достойное предложение в этом сегменте (приемлемый по качеству 7-местный автомобиль по цене $10-12 тыс.) вполне может рассчитывать на спрос в районе 30-50 тысяч автомобилей в год.
Для полноты картины стоит еще привести данные опроса владельцев автомобилей ВАЗ на сайте www.ladaonline.ru, проведенного в конце лета 2003 года о типе кузова, который они предпочитают. Согласно этим данным, российские автолюбители с одинаковой теплотой относятся и к седанам и к хэтчбекам (26,2% и 26,8% соответственно). Чуть более 20% из них хотели бы ездить на универсалах, 11,5% предпочли бы джип, 6,5% -"купе", а 6% - семейный "минивэн". Еще 1,2% не прочь рассекать российские просторы на пикапе. Если соотносить данные производства и опроса, то наиболее сильное расхождение спроса и предложения просматривается по седанам, универсалам и минивэнам. Учитывая не совсем «репрезентативную» выборку опрошенных, впрямую сравнивать эти значения не имеет смыла, но общие тенденции видны невооруженным глазом.
С подробной статистикой и аналитикой производства и продаж легковых автомобилей в России можно будет ознакомиться в справочном издании
«Автомобильный рынок России - 2004», которое на днях выйдет из печати под редакцией издательства «Семь Верст».
Сергей Целиков