Для машин "десятого" семейства на 2004 год предусмотрен довольно большой объем изменений. Подробно о них рассказывается в №3 журнала
«АИМ Пресс».
Cпектр этих самых изменений весьма широк - от основательно доработанного кузова до практически нового двигателя.
Кузов. Специальные конструктивные мероприятия по кузову, разработанные и внедренные вазовскими специалистами в очень сжатые сроки, позволили добиться удовлетворения жестких требований в отношении пассивной безопасности легковых автомобилей (новые Правила ЕЭК ООН R94 и R95, предусматривающие проведение испытаний на фронтальный (с 40%-ным перекрытием) и боковой удары с октября 2003 года). Автомобили «десятого» семейства выполняют эти требования даже без применения подушек безопасности. Впрочем, использование таких подушек на машинах «десятого» семейства уже в этом году предусмотрено.
Еще одно новшество нынешнего года - гидроусилитель рулевого управления. Усилители фирмы ZF будут поступать на АВТОВАЗ отнюдь не из Германии, а с тольяттинского предприятия «Рулевые системы», которое освоило выпуск этих узлов по лицензии ZF.
Двигатели. Разработаны два новых двигателя, и оба имеют увеличенный до 1,6 л рабочий объем, но один из них восьмиклапанный (модель 21114), а второй - шестнадцатиклапанный (модель 21124). Первоначально разработка этих моторов велась в рамках проекта Калина, но в настоящее время идет усиленная подготовка для их внедрения со второго полугодия нынешнего года и на автомобили семейства Лада 110. Увеличение рабочего объема на 100 см3 было достигнуто за счет увеличения хода поршня с 71 до 75,6 мм. Таким образом, высота блока цилиндров возросла на 2,3 мм. В головке блока немного расширилась камера сгорания.
Кроме чисто геометрических изменений, новые силовые агрегаты получили целый ряд оригинальных комплектующих. Это и более перспективная электронная система управления двигателем с контроллером М.7.9.7, и оригинальная система впуска из пластмассы, и так называемый катколлектор - приемная труба глушителя с встроенным в нее каталитическим нейтрализатором. Последнее решение позволяет свести до минимума время прогрева нейтрализатора и, тем самым, еще больше снизить содержание вредных веществ в отработавших газах. Автомобили моделей 21101 и 21104 уже в прошлом году получили во Франции омологацию на соответствие нормам токсичности Евро 3. Фактически же машины с новыми двигателями выполнили даже требования норм Евро 4.
Кроме заметного снижения вредного воздействия на окружающую среду, автомобили с перспективными 1,6-литровыми моторами имеют и лучшие динамические качества, причем существенно возросли тяговые качества на низких и средних оборотах. Благодаря этому процесс вождения машин стал более приятным.