08.06.2004
12 лет вазовской "минимизации"
Ровно 12 лет назад, 9 июня 1992 года на международном автосалоне в Москве АВТОВАЗа представлил зрителям миниатюрную и очень симатичную разработку - микроавтомобиль "Гном". Этот микроавтомобильчик из металла и пластика, общей длиной меньше трех метров, был создан на укороченной платформе "Оки" с использованием ее агрегатов. Совет молодых специалистов ВАЗа под патронажем Петра Прусова, в то время занимавшего пост начальника управления проектирования автомобилей, начал работать над этой уникальной машинкой еще в конце 80-х годов. Кстати, дизайнером этой "малютки" был Евгений Лобанов, в то время никому не известный молодой специалист, а ныне главный дизайнер АВТОВАЗа. Вел проект Николай Тазтдинов, который впоследствии руководил проектом 2120 "Надежда" и разработкой всех модификаций семейства удлинненых "Нив". А в последнее время, он кстати вел проект микроавтомобиля 1121 "Ока-2". Подготовить демонстрационно-ходовой образец "Гнома" вазовские конструкторы смогли в началу 1992 года, а уже летом им могли любоваться посетилели автосалонов и зрители, присутсвовавшие на других вазовских мероприятиях. У многих он вызывал полный восторг.
Это чисто городское транспортное средство длиной 2,7 метра, с базой 1,84 метра и двигателем от "Оки" создавалось не для вазовского конвейера. Производство автомобильчика с количеством мест "2+2", разгоняющегося до 120 км/ч и расходующего при скорости 90 км/ч всего 3,5 литра топлива предполагалось наладить на каком-нибудь отдельном сборочном заводике из расчета до 10 тысяч машин в год. Но в последствии, по сложившимся обстоятельствам этот оригинальный проект так и остался в виде опытного образца.
Было у "Гнома" и продолжение "семейства". Младший брат этого микроавтомобильчика появился на свет также в начале 90-х годов. По сути, это открытая модификация "Гнома". В конструкции "Эльфа" был также применен металлический каркас и навесные пластиковые панели. На оригинальных дугах мог быть закреплен легкий тент или багажник для спортивного снаряжения. В отличие от своего старшего братишки, этот миниатюрный переднеприводный открытый автомобильчик проектировался для отдыха и развлечений. Так сказать, пляжно-прогулочная версия.
"Эльф"создавался в двух вариантах. Первый, как и "Гном", на оковских узлах; второй - в экологически чистой, электрической версии, с использованием элементов уже электрической "Оки". Последняя модификация посетила ряд международных автосалонов и явно имела успех. Однако и по сегодняшний день ни первая, ни вторая версии "Эльфа", как и "Гном", не попали в "тираж".
Сергей Айвазовский