Темпы роста производства на предприятиях по сборке иномарок в России продолжают набирать обороты. Если в 2003 году на территории России было собрано 57150 автомобилей иностранных марок
(данные справочника «Автомобильный рынок России-2004, включая «Шевроле Ниву»), то в нынешнем году, согласно оценке LADAONLINE, будет собрано в два раза больше - около 120 тысяч штук. В планах сборочных производств на 2005 год значится уровень в 180-200 тысяч штук.
Лидирует в данном сегменте рынка «Джи Эм – АВТОВАЗ». Тольяттинское СП планирует выпустить в нынешнем году 55 тысяч автомобилей, в том числе 456 седанов модели «Вива». План следующего года предусматривает сборку 75 тысяч автомобилей. Таганрогский автозавод (ТагАЗ) планирует произвести в этом году около 24 тысяч автомобилей, включая 19 тысяч Hyundai Accent и 5 тыс. Hyundai Sonata. При сохранении нынешних темпов роста производства на следующий год таганрогцам вполне реально выйти на уровень в 40 тысяч автомобилей, о котором они уже давно мечтают. Объем сборки «Фордов» во Всеволожске ограничивается квотой на беспошлинный ввоз автокомплектов. А согласно распоряжению правительства РФ для ЗАО «Форд Мотор Компании» на третий год работы предприятия предусмотрена квота в 31,5 тыс. автомобилей. Фактически, если ориентироваться на текущие темпы сборки «Форд-Фокусов», то можно прогнозировать на текущий год уровень в размере 23-25 тысяч автомобилей. Калининградское предприятие «Автотор» планирует собрать до конца года порядка 12 тысяч автомобилей марки «Киа» и 2,5 тысяч «БМВ». Некоторое количество автомобилей Renault Clio Simbol будет собрано в этом году на «Автофрамосе», а во второй половине 2005 года там начнется полномасштабное производство модели Renault Logan. На презентации этой модели Мэр Москвы Юрий Лужков оптимистично назвал цифру в 30 тысяч «Логанов» на 2005 год. Но по мнению экспертов выйти на такой уровень в первый год производства нереально. Шестой точкой на карте России, где начата сборка иномарок стал Ижевск. Там уже собрали опытную партию из 600 автомобилей «Киа Спектра», а план 2005 года, озвученный руководством «ИжАвто», включает 8 тысяч таких моделей.
К 2007-2008 годам сборка автомобилей иностранных моделей в России может вырасти до 400-450 тыс. машин в год. При этом прямой импорт автомобилей из-за рубежа несколько сократится, а вцелом автомобильный рынок России вырастет до 1,8- 2,0 милионов легковых автомобилей. Тогда же видимо развернут свои мощности на территории России такие компании как Toyota, Nissan и Volkswagen, которые уже высказали свои намерения по выходу наш рынок со сборочными производствами.
Сергей Целиков