20.10.2004
АВТОВАЗ – одна из самых недооцененных компаний среди крупнейших в России
Согласно опубликованному в октябрьском выпуске журнала "Эксперт" рейтингу крупнейших компаний России "Эксперт – 400", АВТОВАЗ по объему реализации продукции занимает 13-е место, а по капитализации только 36-е место среди всех крупнейших предприятий нашей страны. Рейтинг составлялся по основным показателям деятельности российских компаний за 2003 год. При этом практически по всем основным показателям рейтинга "Эксперт-400", АВТОВАЗ находится на первом месте среди компаний машиностроительной отрасли.
А вот капитализация ОАО АВТОВАЗ по состоянию на начало сентября этого года (момент подведения рейтинга по этому показателю) составила всего 18 млрд. 782,5 млн. рублей (или $641,9 млн.), что соответствует примерно выручке от реализации продукции завода менее чем за два месяца работы! Естественно, что относительные показатели стоимости компании АВТОВАЗ существенно ниже общерыночных и практически ничтожны по общемировым стандартам. Показатель Р/Е ratio АВТОВАЗа (отношение капитализации к прибыли после налогообложения) равен 8,62, а P/S ratio (отношение капитализации к общему объему реализации) равен 0,14 единицы. Для сравнения, средний показатель Р/Е по первым 200-м компаниям рейтинга составил 10,95 пунктов, P/S 1,23 единицы. Так что, у АВТОВАЗа есть еще очень большой потенциал роста стоимости акций, как собственно и у многих других российских компаний.
Кстати, стоимость подавляющего большинства компаний никак не соответствует реальной стоимости создания аналогичного бизнеса. Например, можно ли представить, что такое предприятие как ГАЗ реально отстроить за $130 млн., УАЗ за $170 млн., КАМАЗ за $260 млн, а АВТОВАЗ за $640 млн? А ведь именно такую капитализацию сейчас имеют ведущие предприятия российского автопрома. Данных средств может даже не хватить на освоение новой модели на уже действующем производстве. Как известно, мировые автогиганты на освоение каждой принципиально новой модели тратят примерно $1 млрд. А рыночная стиомость мировых лидеров автопрома на два-три порядка выше той, в которую инвесторы оценивают сейчас предприятия российской автомобильной индустрии. Изменится ли ситуация в ближайшем будущем, сказать пока достаточно сложно. Но факт значительной фундаментальной недооценнености наших крупнейших автомобильных заводов, и прежде всего АВТОВАЗа остается, как говорится, "на лицо".
Сергей Целиков