14 декабря 2004 года Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) возбуждено дело в отношении ЗАО «Банк Русский Стандарт» по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Как сообщает пресс-служба ФАС, нарушение выразилось в недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг при предоставлении банком потребительских кредитов физическим лицам путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другим кредитным организациям. Рассмотрение дела назначено на 28 декабря 2004 года.
Напомним, что банк «Русский Стандарт» на протяжении последних нескольких лет являлся одним из лидеров кредитования населения на покупку автомобилей. При этом объявляемые ставки по кредиту зачастую не соответствовали реальным процентным выплатам заемщиков. По данным справочного издания
«Автомобильный рынок России-2004», в Москве и Санкт-Петербурге еще в 2002 году значительно опережал другие банки по размеру кредитного портфеля. По данным сайта Carloan.ru к сентябрю 2002 года «Банк Русский Стандарт» выдал более 6000 кредитов на покупку автомобилей на общую сумму более $16 млн. Средний размер кредита на тот момент составлял $2700. С ноября 2002 года по март 2003 года актокредиты практически не выдавались, а банк сосредоточился на очень перспективном на тот момент направлении кредитования на покупку товаров народного потребления (бытовой техники, телевизоров и т.п.). При этом портфель автомобильных кредитов значительно снизился ( с $16 млн. до $4 млн). С апреля 2003 года банк снова вернулся к практике выдачи кредитов на покупку автомобилей. Кредитная ставка в 55% на тот момент была уже очень высока, но люди получавшие согласие либо отказ в выдаче кредита за 30-40 минут и дальнейшее мгновенное оформление займа шли и на эту ставку. Список документов для получения кредита тоже был сведен к минимуму - паспорт и водительское удостоверение. При этом «Банк Русский Стандарт» применял распространенный на Западе балльный метод оценки заемщиков (т.н. скорринг): ответам заемщика на каждый вопрос подробной анкеты автоматически присваивались баллы, итоговая сумма давала ответ, может ли клиент получить кредит. Представительства «Русского Стандарта» были распространены во многих регионах России, а также были заключены договора с рядом производителей и продавцов автомобилей. Например в 2003 году активно продвигалась программа покупки через «Банк Русский Стандарт» автомобилей «Шевроле Нива» с минимальным первоначальным взносом и очень быстрым оформлением покупки.
Согласно оценке партнера PricewaterhouseCooper"s Стенли Рута в настоящее время в России около 30 процентов новых автомобилей приобретается путем банковского кредита. В целом автомобильный рынок России на этот год оценивается экспертами в $17-18 млрд. В 2005 году этот показатель может вырасти на 10 процентов. Автокредитование сейчас рассматривается экспертами как один из наиболее перспективных и динамично развивающихся сегментов банковского бизнеса.
Сергей Целиков