14.02.2005
Вазовский экспорт стартовал 34 года назад
Как гласят страницы истории АВТОВАЗа, 34 года назад, 21 февраля 1971 года первая партия автомобилей "Жигули" была отправлена из Тольятти на экспорт. Первой страной принявшей вазовские машины стала Югославия. Для СССР тольяттинские "копейки" тут же превращалсь в очень необходимую в то время стране валютную выручку. Уже к концу лета 1971 года тольяттинские автомобили смогли увидеть и жители капиталистической Европы. 30 июля партия из 32 сигнальных образца "Жигулей" отправилась в Бельгию, Голландию и Финляндию. Они предназначались для дорожных испытаний и ознакомления широких кругов автолюбителей с новым видом массового советского автомобиля. В сентябре 1971 года автомобили "Жигули" были представлены сразу на четырех международных выставках, ярмарках и автосалонах в Лейпциге, Пловдиве, Брно и Загребе. Тогда же, Волжскому автозаводу пришлось менять имя "Жигули" на экспортное наименование LADA, как более благозвучное в ряде европейский языков. Кстати, по итогам 1971 года в экспортном исполнении было выпущено 58,2 тысячи автомобилей, что составило треть от общей программы сборки. В дальнейшем доля экспорта в производственной программе автозавода выросла еще больше - в среднем до 40%. Пиковым в этом направлении стал 1979 год, когда за границу было отправлено 318 из 712 тысяч вазовских малолитражек, что составляло почти 45% от общего объема. Кстати, в мае 79-го на ВАЗе был выпущен миллионный автомобиль в счет поставок странам-членам Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Им стала самая престижная по тем временам модель ВАЗ-2106.
Американцы впервые увидели вазовские "Жигули" в мае 1973 года, когда они были представлены на международном автосалоне в Нью-Йорке. Еще через год вазовские малолитражки появились в Англии. Специально для этого, и ряда других рынков весной 1974 года АВТОВАЗ начал выпуск автомобилей с правым расположением руля. Еще одной знаменательной вехой в истории вазовского представительства за рубежом стала "Золотая медаль", полученная тольяттинскими автостроителями 11 сентября 1975 года на осенней международной ярмарке в Лейпциге. Она была присуждена автомобилю "Жигули" модели ВАЗ-21011. Всего за эти 34 года по данным LADAONLINE на АВТОВАЗе было выпущено около 6 млн. 750 тысяч автомобилей в экспортном исполнении. Стоит добавить, что до начала 90-х годов поставки в Прибалтику, республики Средней Азии, Грузию, Армению, Азербайджан, Украину, Молдавию и Беларусь не считались экспортом. Так что, не мудрено, что из 23 миллионов выпущенных на ВАЗе автомобилей по дорогам России бегает только половина.
Сергей Айвазовский