«Риски реализации стратегии, безусловно, серьёзные», – признал в сегодняшнем (27 апреля) интервью газете
КоммерсантЪ президент АвтоВАЗа Игорь Комаров, беседуя о самой дорогой в истории российского автопрома стратегии завода (стоимостью более 180 млрд руб.). Игорь Комаров видит риски стратегии в проблемах с поставщиками и организацией производства.
Риск, связанный с поставщиками – плохое качество их деталей и соответственно собранных из них машин АвтоВАЗа и долги поставщиков и соответственно дороговизна компонентов. Так, в Поволжском регионе объём долговой нагрузки поставщиков превышает объём выручки. Многие компонентные предприятия во время роста рынка скупались в кредит, после чего их долги новые собственники вешали на предприятия. Удовлетворить требованиям будущего модельного ряда способно не больше 25% нынешних поставщиков АвтоВАЗа.
Второй риск связан с недостатками организации производства на АвтоВАЗе. К примеру, у АвтоВАЗа и завода Рено в Румынии приблизительно одинаковое оборудование по ряду процессов. С учётом технологических перерывов, ремонтов, смены оснастки и прочих остановок, при работе в три смены в Румынии оно работает 19,5 часа, а у АвтоВАЗа – 9. Более 80% операций на окраске Калины автоматизировано, у Рено в Румынии автоматизировано 20%. А количество работающих в окраске людей у Рено и АвтоВАЗа почти одно и то же. «Таких моментов десятки или даже сотни, но никто их даже не анализировал, никакой мотивации что-то менять не было. И вопрос не в деньгах даже, иногда надо просто изменить эргономику операции или маршрут для тары», – заметил Игорь Комаров.