Российский авторынок, претендовавший в 2008 году на лидерство в Европе и несколько месяцев обходивший Германию, в прошлом году прочно обосновался на пятом месте ввиду позднего старта российской программы утилизации сравнительно с аналогичными европейскими программами, – пишет сегодня, 18 мая, портал
Autonews.ru. Эксперты предсказывают, что это надолго.
В 2009 году госпрограмма льготного автокредитования существенного влияния на авторынок РФ не оказала, а на крупнейших авторынках Старого света главным драйвером продаж стали утилизационные программы. По мере их завершения продажи автомобилей в европейских странах начали падать, а в России с введением аналогичной программы – расти. В апреле российский авторынок впервые с начала кризиса вошёл в тройку лидеров Европы, но эксперты полагают, что Россия так и останется пятым по величине авторынком Европы, как и в провальном 2009 году.
На фоне падения продаж в Западной Европе российский авторынок начинает восстанавливаться после кризиса благодаря тем же «экостимулам». Эксперты сомневаются, что рост продаж автомобилей в РФ продлится долго. Прежде всего потому, что программа утилизации завершится досрочно – деньги на выплату бонусов могут закончиться уже в июне, а не в ноябре, как планировалось изначально. И даже если правительство решит возобновить выдачу «экостимулов», это случится не раньше будущего года. Поэтому после завершения утилизационной программы российский авторынок ждёт очередное падение, как это сейчас происходит в европейских странах. Более того, Россия может снова выпасть из тройки европейских лидеров по автопродажам уже в ближайшие месяцы. В мае реализация автомобилей в России будет проигрывать в количественном выражении странам Старого света из-за майских праздников и соответственно меньшего числа рабочих дней. А в следующие месяцы на рынке ожидается традиционный спад в связи с летними отпусками.
Таким образом, несмотря на утилизационную программу, Россия может закончить нынешний год на том же пятом месте, что и в кризисном 2009 году. Об этом свидетельствуют и прогнозы продаж, сделанные национальными ассоциациями автопроизводителей. Так, в России, по прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, реализация автомобилей в 2010 году вырастет на 9,1% до 1,6 млн. машин. И несмотря на то, что авторынки Германии, Франции, Великобритании и Италии в нынешнем году, согласно прогнозам, упадут от 6% до 26%, в количественном выражении все равно оставят Россию позади.