По оценкам экспертов, создание отечественного президентского лимузина, о чём есть соответствующее поручение президента РФ, не окупится, но может дать серьёзный импульс для развития отечественного автопрома, – пишет
Газета.Ru сегодня, 18 мая.
Президент РФ поручил проработать вопрос производства и использования машины представительского класса типа ЗИЛ. Виктор Хреков отметил Газете.Ru, что это могут быть автомобили и другой марки отечественного производства. Предположительная стоимость одного лимузина ЗИЛ – 9 млн рублей. Мерседес S600 Pullman Guard, используемый в современных кортежах высших чиновников, стоит 22 млн рублей.
Автомобильные эксперты соглашаются, что у ЗИЛов ручной сборки – хорошие перспективы занять почётное место в кортеже президента. Раньше они отличались особыми качественностью, надёжностью и безопасностью: «широкая колея, сами по себе длинные, великолепно управляются в заносе, не склонны к опрокидыванию, хорошая ответная реакция автоматической коробки передач, плавность хода», – рассказал Газете.Ru руководитель центра контраварийной подготовки водителей «Мастеркласс» Алексей Колонтай. У водителей ФСО смена автомобиля трудностей не вызовет, тем более что многие из них управляли такими машинами во времена СССР. «Автомобиль «ЗИЛ» президента — он как капсула, супербезопасно», – говорит Александр Колонтай.
Эксперт по автомобильному дизайну, арт-директор студии slava'saakyan Святослав Саакян считает разработку в России автомобиля для правительства выполнимой задачей, хотя она вряд ли окупится. При этом можно обучить конструкторов на Западе, чтобы они, получив знания и опыт, могли спроектировать автомобиль на хорошем уровне либо привлечь по контрактам иностранных специалистов и контролировать их работу. Сам завод ЗИЛ в таком составе, как существует сейчас, настолько серьёзную конструкторскую и производственную разработку не потянет, – считает Святослав Саакян. Однако для реализации этой идеи привязка к территории ЗИЛа необязательна. Производство должно быть российским, но вполне естественно допустить, что производственное оборудование в большей степени будет иностранного производства.
Это далеко не первая попытка российских чиновников пересесть на отечественные автомобили. Так, экс-губернатор Нижегородской области Борис Немцов пользовался сразу двумя «Волгами»: пока чинили одну, он ездил на другой. Однако сейчас он отдаёт предпочтение марке БМВ. В 1999 году московские чиновники пересели на машины марок «Князь Владимир», «Иван Калита» и «Святогор», произведенных на Москвиче. Однако спустя год ввиду их слишком частых поломок столичная мэрия вернулась к иномаркам.
Помпезные попытки чиновников пересесть на продукцию отечественного автопрома – желание продемонстрировать престиж государства и заработать политические очки, считает генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. На Западе, впрочем, как и в России, к такой инициативе отнесутся равнодушно. «Людям важно, чтобы чиновников было как можно меньше и они не мешали им жить, а на чем они будут ездить, хоть на велосипедах, это уже второстепенно», – говорит Валерий Хомяков.
По мнению главного редактора «Авторевю» Михаила Подорожанского, твёрдое политическое решение руководства страны ездить на отечественных автомобилях способно оживить российскую конструкторскую школу и автопром. Если Дмитрий Медведев пересядет на ЗИЛ, он готов передать свой Porsche 911 в распоряжение главного конструктора АвтоВАЗа взамен на прототип «проекта С» – автомобиля ВАЗ-2116. «Что-то мне подсказывает, что если Медведев пересядет на ЗИЛ, то этот проект, который недавно был прикрыт по настоянию французской стороны, будет реанимирован», – сказал Михаил Подорожанский. По его словам, практически готовый автомобиль был заморожен уже на этапе подготовки к производству.
«Удобная иллюзия, что автомобили, которые производятся в России в режиме промсборки, можно считать российскими – лукавство, потому что научно-технические центры и правообладание интеллектуальной собственностью при этом находятся за рубежом. ЗИЛ – это наш автомобиль, а BMW, который собирается в Калининграде, причём с мизерным уровнем локализации, это немецкий автомобиль. ВАЗ-2116 – наш автомобиль, а Рено Логан – французский, – отметил эксперт. Он признаёт, что на восстановление автомобильной конструкторской школы могут потребоваться годы и даже десятилетия, однако это необходимо делать, порой вопреки рациональным экономическим законам.