Сообщения о новом российском автобудущем в последнее время появляются с завидной регулярностью. Однако на деле пока ни один озвученный проект, связанный с российскими инжиниринговыми компетенциями, не только не был реализован, но и не получил ощутимого развития. Речь скорее идёт об амбициях, мало чем подкреплённых как с экономической, так и с технической точек зрения, – пишет сегодня, 24 мая, портал
Autonews.ru.
Череда несбывшихся событий и удивительных «фантазий на тему» началась с попыткой купить Опель, за историей которой следила вся Россия. Затем русских отстранили от сделки с Саабом. Потом спасали АвтоВАЗ. Спасти пока не спасли, зато с помпой запустили российского гонщика в чемпионат F1. Теперь настал черёд ретроавтомобилей – винтажная тема пошла на ура. Карандашные наброски никогда не построенных машин появляются в интернете в ореоле сенсационных скетчей. Презентация электромобиля Прохорова, который вроде бы должна строить компания Яровит Моторс, публикуется чуть ли не на правах «шпионских снимков». А история с возрождением представительского ЗИЛа по президентской инициативе сразу после празднования 65-летия Победы кажется едва ли не комиксом. Того и гляди возьмутся за возрождение Победы, Чайки и прочих автомобилей, имевшихся в гараже сталинской номенклатуры. Единственным новым автомобилем на сегодняшний день, похоже, приходится считать машину Marussia, которую живьём на улице, кажется, никто не видел.
«Автомобильный» пиар, скорее всего, играет на руку государству, которое с недавних пор активно участвует в капитале автомобильных предприятий. Однако пока государственная воля всё ещё не аукнулась никаким реальным проектом, связанным с собственно российским инжинирингом. Единственным в некоторой степени прорывом, наверное, можно считать открытие сборочной площадки Соллерса на Дальнем Востоке, так как эта земля традиционно была отдана праворульным автомобилям, однако и здесь речь о собственных технологиях не идет. Конечно, события вокруг АвтоВАЗа и вливание в него денег оживили энтузиастов, готовых заняться строительством автомобилей будущего (по тем же электромобилям существует ряд проектов), но это не означает, что государство по доброте душевной готово всерьёз поддержать российских Кулибиных.
Оживление информационного фона вокруг российского автопрома сложно не заметить. По мнению главы автомобильной практики Ward Howell Бориса Рохина, сегодняшние проекты условно можно разделить на две группы – «яровиты» (включая автомобиль Прохорова, ЗИЛ и т. д.) и «дальневосточники». Причём обе группы полностью зависят от действующей модели власти. «Яровиты» – тиражирование государственного пиара инноваций. В централизованном государстве с высокой концентрацией капитала в его руках участники рынка заняты не повышением конкурентоспособности, а выбиванием госбюджетов и льгот. В условиях исторически обусловленного отсутствия института частной собственности рыночный менталитет (стремление к конкурентоспособности) в России так и не сформировался. Сегодня, как и 200, как и 30 лет назад, работает модель «Царь (в лице государства) не только самый умный, но и самый богатый. Он и денег может дать, если выскажешься в духе его лозунгов».
Дальневосточники – тиражирование пиара могущества государства на примере жалких сомалийских пиратов: общество должно видеть что инициативы работают. Велели поднимать Дальний Восток – и вот по государственным каналам идут репортажи об открытии заводов. Прямого экономического смысла (который должен быть базовым фактором при принятии бизнес-решений) в переносе производств при незагруженности основных мощностей, скорее всего, нет. Но есть другой, «высший» (в условиях централизованной неконкурентоспособной системы) экономический смысл: «Мы поможем вашему пиару, а вы (государство) этого не забудьте – и нам дайте каких-нибудь льгот». Ну, хотя бы на перевозку машин с Дальнего Востока в Европейскую часть, где на них основной спрос.
То, что получилось у АвтоВАЗа безусловно, привлекает других, считает Борис Рохин. Но, если АвтоВАЗ честно призвал на помощь иностранцев, признав, очевидное – что сами делать машины мы не умеем, то «яровиты» пытаются догнать и перегнать Америку. Что никак не обусловлено ни инженерной, ни производственной, ни кадровой ситуацией в стране. Но экономический смысл тут прямой –бюджетные деньги.
Какие прожекты получат путевку в жизнь, покажет будущее. Первым должен порадовать, конечно, АвтоВАЗ с новым модельным рядом, который пока волей судьбы вернулся к производству «классики». Как отмечают эксперты Ward Howell, к сожалению, когда бизнес ориентирован на получение бюджетных денег, а не на потребителя и когда он «ведётся» на пиар-игру государства и начинает смешиваться с политикой, это негативно сказывается на конкурентоспособности его продукции.