Минюст США передал Генпрокуратуре материалы по делу о взятках Даймлера высокопоставленным российским чиновникам. Теперь России сложно будет уклониться от расследования, – пишут
Ведомости. Однако если оно выявит фамилии высокопоставленных чиновников, дело попытаются замять, если же на поверхность всплывут лишь имена обычных чиновников, непосредственно отвечавших за сделки, их быстро сделают козлами отпущения, считает депутат ГД эсер Илья Пономарёв.
Представители минюста США передали в Генпрокуратуру РФ материалы антикоррупционного расследования по делу Даймлера, рассказал источник, близкий к Генпрокуратуре. Даймлер обвинялся в подкупе чиновников из 22 стран, в том числе и в России, чтобы получить госконтракты в 1998-2008 годах.
Член комитета ГД по безопасности депутат Александр Куликов, делавший запрос в минюст США по поводу расследования, рассказал Ведомостям, что также получил документы. Сначала он обратился в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку по информации о деле Даймлера, появившейся в российских СМИ, но вразумительных ответов не получил, после чего запросил минюст США. В документах нет конкретных имён и номеров счетов, более подробная информация будет предоставлена российским правоохранительным органам, если те подтвердят серьёзность своих намерений.
Как говорится в сопроводительном письме минюста США, переданные российским властям документы общедоступны: это информация о выдвинутых против Даймлера обвинениях, соглашение об отсрочке уголовного преследования, соглашение о признании вины ЗАО «Мерседес-Бенц рус», информация о выдвинутых против Daimler Export and Trade Finance AG обвинениях, судебные решения по этим делам. Поступление этих документов важно с процессуальной точки зрения, пояснил собеседник Ведомостей, близкий к прокуратуре: после того как получены официальные документы, согласно УПК в течение 10 дней руководитель следственного органа обязан принять решение о возбуждении уголовного дела или признать, что для этого нет оснований. В крайнем случае срок проверки может быть продлен до месяца.
На отсутствие оснований ссылаться трудно: по данным минюста США, за 2000-2005 годы российские чиновники получили минимум €5,02 млн и ок. 80 тыс. немецких марок, что составляет 7,8% цены российских поставок Даймлера по госконтрактам (€64,7 млн).
Получателями «откатов» в документах значатся сотрудники или указанные ими посредники из МВД, гаража особого назначения Федеральной службы охраны, министерства обороны и городских властей Москвы, чиновники Уфы и Нового Уренгоя. Организацией передачи взяток занималось ЗАО «Даймлер-Крайслер автомобили рус» (сейчас ЗАО «Мерседес-Бенц рус»). Самые большие взятки получили чины МВД, отвечавшие за закупки легковых автомобилей.
Дело Генеральная прокуратура теперь возбудит, деваться ей некуда, тем более что есть прямое поручение президента разобраться в обстоятельствах коррупционного скандала с Даймлером, считает депутат ГД эсер Илья Пономарёв (в апреле он тоже направлял в Генпрокуратуру запрос об обстоятельствах дела). Исход зависит от того, кто замешан: если расследование выявит фамилии высокопоставленных чиновников, то дело попытаются замять, если же всплывут лишь имена обычных чиновников, непосредственно отвечавших за сделки, их быстро сделают козлами отпущения.
Формально решение суда США в России не может служить юридически установленным фактом, т. е. в России эти материалы ещё не доказательства, говорит адвокат Владимир Жеребенков, но даже простое сообщение о преступлении может стать основанием для возбуждения уголовного дела. Это не первый случай, когда российских чиновников ловят на откатах по информации их зарубежных партнёров, хотя столь масштабных еще не было, напомнил Владимир Жеребенков, на таких грехах чаще попадаются чиновники российских торгпредств, но их дела обычно ведёт ФСБ и не афиширует своей работы.
Серьёзное внимание международной общественности к российскому расследованию вряд ли будет приковано, считает политолог Борис Макаренко: материалов по Даймлеру найдено на десяток стран. Это дело важнее не для мира, а для самой России и её внутренних процессов, его исход станет своеобразной лакмусовой бумажкой – готова ли нынешняя власть реально бороться с коррупцией или это всё слова.