Журналистка Галина Дмитриева в получившей широкий международный резонанс статье «ВАЗ. Стратегия катастрофы» предрекает превращение АвтоВАЗа в сборочную площадку Рено по сценарию, реализованному с участием того же Рено на Москвиче (сейчас – сборочный завод Рено Автофрамос). Статью, первая часть которой вышла в газете «Город на Волге», а вторая там же готовится к публикации, в сети опубликовал «ресурс объединяющейся оппозиции»
ФОРУМ.мск.
До 2020 года, в соответствии с программой развития АвтоВАЗа, он должен к имеющимся кредитам на 28 млрд рублей набрать их ещё на 43-45 млрд, – напоминает журналистка. На заводе на данный момент висит более 40 млрд реструктуризированного долга перед Сбербанком и ВТБ и 10 млрд нереструктуризированного долга, по которому платятся проценты Газпромбанку и банку «Глобэкс». «К банкротству всё практически готово. Не достаёт последнего штриха - провалить план по продажам в 2010 году, чтобы окончательно доказать «нерентабельность» ВАЗа», – делает вывод журналистка. – И это случится с большой вероятностью, уж больно много заинтересованных лиц».
Затем, по мнению Галины Дмитриевой, ввиду неминуемого банкротства может наступить последний этап плана ликвидации АвтоВАЗа – его реструктуризация, которую она понимает, как расчленение завода по кусочкам для продажи их с аукционов, «чтобы выплатить долги», «жертвовать частью, спасая основное производство», и так, пока не останется ничего, кроме сборочного конвейера Рено на 20 тысяч рабочих мест в лучшем случае.
«Сценарий знаком. Так закрывали завод «Москвич», где сначала Рено стал акционером, потом совместно разрабатывались всякие «народные авто», которые так и не сделали, зато произвели «Святогоры», принципиально не продаваемые, с неустранимым дефектом тонкого днища и т. п., потом «Москвич» объявили нерентабельным и продали по частям», – напоминает Галина Дмитриева. – Теперь на этих производственных площадях хозяйничает Автофрамос, сборочный завод Рено, где работает 2,5 тысячи человек вместо 6000 рабочих «Москвича». Только Москва - не моногород, и 6000 - не 70000.
В Набережных Челнах строится полный аналог АвтоВАЗа по модельному ряду и ценовой категории – автозавод на базе Фиата, который должен к 2012 году производить 500 тысяч автомобилей, то есть полностью занять рынок, принадлежащий АвтоВАЗу. На его строительство из госбюджета в начале весны перечислено €9 млрд. «Вот вам и ответ, почему еще жив ВАЗ. Он должен облегчить новому заводу Фиата продвижение на российском рынке, плавно уступая ему потребителя и не позволяя занять нишу другим конкурентам», – делает вывод журналистка.
Не все в дирекции ВАЗа с этим согласны, рассказывает Галина Дмитриева. Но, по их собственному признанию, от дирекции ничего по большому счету не зависит. «Путин во Франции услышал то, что хотел. Рено имеет свой интерес, и это вовсе не развитие российского автопрома. Производить к 2020 году миллион собственных моделей и лишь несколько сотен тысяч Логанов – это утопия. Нам никто не позволит это – Рено тоже собственник ВАЗа. У ВАЗа вообще нет собственника, заинтересованного в сохранении завода. Здесь все реализуют лишь узко собственные интересы, кто коммерческие, а кто и политические», – вот что думает о ситуации часть команды Игоря Комарова, а возможно, и он сам, – пишет Галина Дмитриева. – Но думать – одно, а делать приходится, что приказано. По данным из дирекции, к концу 2014 года от ВАЗа должны остаться крупная штамповка, часть окраски, ОПП, некоторые ремонтные службы и собственно сборка. То есть ровно то, что нужно Рено. Все остальное, в соответствии со стратегией развития, будет выведено из состава АвтоВАЗа и продано «самостоятельным инвесторам» «на конкурсной основе» «с привлечением иностранных инвесторов». То есть с молотка, а уж захотят новые собственники сохранять рабочие места и вообще производство – решать им. И хотя говорит руководство ВАЗа, что ВАЗ сохранит контроль над этими «дочками», вот только как – никто не поясняет. А в дирекции ВАЗа эту часть стратегии называют утопической. Начать же реструктуризацию планируется к 2011 году. Первыми проданы будут ППИ и металлургия».