Судьба российской сборки Хендэ давно в подвешенном состоянии, регулярные сообщения чиновников, что сборка Хендэ и Киа на ИжАвто возобновится, теряют силу с такой же регулярностью, констатирует новостной портал
AutoNews.ru. Корейская сторона отмалчивается или комментирует тему крайне расплывчато и осторожно. Аналогичную позицию занимают корейцы и в отношении ТагАЗа. По оценке портала, наиболее вероятно сильное сокращение заказов Хендэ на отвёрточную сборку в РФ с сохранением их на «малотиражные» модели, которые будет невыгодно производить на строящемся петербургском заводе Хендэ-Киа. При этом ТагАЗу с большей вероятностью, чем ИжАвто, скоро придётся расстаться с Хендэ и искать нового партнёра, считает AutoNews.ru.
Как сообщил AutoNews.ru источник в Хендэ Мотор СНГ, лицензионное соглашение Хендэ и ТагАЗа истекает в марте 2011 года. «ТагАЗ – реально независимый производитель, который производит автомобили разных брендов, – говорит источник. – Однако в случае с Хендэ это отдельная история, которая не устремлена далеко в будущее».
Из различных заявлений Киа и Хендэ последнего времени следует, что сборочные площадки Автотора, ИжАвто и ТагАЗа не особенно их интересуют. В январе 2011 года заработает собственный завод Хендэ-Киа под Питером мощностью до 150 тыс. автомобилей в год. Ещё ранее руководство Хендэ заявляло, что в перспективе компания хотела бы собирать в России до 500 тыс. автомобилей Хендэ в год. В этом случае дополнительные сборочные площадки всё же могут понадобиться.
«Весь модельный ряд мы вряд ли сможем там расположить, – комментирует скорое открытие питерского завода источник в Хендэ Мотор СНГ. – Есть нишевые модели, то есть модели, которые продаются по 3-4 тыс. машин в год. Завод же рассчитан на массовое производство – то есть начиная от 40 тыс. по одной модели. Только в этом случае строительство завода целесообразно. Поэтому, безусловно, у нас всегда будет необходимость выбора модельного ряда. Останется ли возможность использовать какие-то сборочные площадки – это вопрос, который мы сейчас обсуждаем. Переговорный процесс мы ведем постоянно».
Эксперты согласны, что отказываться от сотрудничества с местными площадками корейцам смысла, наверное, нет. «ТагАЗ может прекрасно дополнить строящийся завод Хендэ под Санкт-Петербургом, например, выпуская те модели, которые не будут собираться на официальном заводе корейской компании, – говорит ведущий эксперт УК Финам Дмитрий Баранов. – ТагАЗ уже давно является состоявшимся автопроизводителем, выпускаемые им собственные модели интересны покупателям, поэтому даже если производство моделей Хендэ будет прекращено, то завод продолжит свою работу. К тому же не исключено, что, учитывая его опыт и мощности, кто-то из мировых автопроизводителей захочет разместить здесь производство собственных моделей для российского рынка и поставок на экспорт».
Так что сотрудничество Хендэ с ТагАЗом, скорее всего, продолжится – вопрос, на каких условиях. Не исключено, что вскоре у Хендэ останется один дистрибьютор в РФ – Хендэ Мотор СНГ. Пока существует чёткое разделение на «русский» Хендэ (официальный дистрибьютор ТагАЗ) и импортный (официальный дистрибьютор Хендэ Мотор СНГ). Упомянутые компании отличаются разными подходами, логистикой, бюджетами и т. д. В Хендэ Мотор СНГ признают, что проблем, связанных с разделением функций по марке, много.
Перед руководством компании стоит цель сделать весь Хендэ «русским» после запуска завода, подчеркивали в интервью AutoNews.ru топ-менеджеры Хендэ в России во время открытия собственного бутика на Тверской улице. Управляющий директор Хендэ Мотор СНГ Денис Петрунин не раз подчеркнул, что для компании очень важна единая стратегия развития бренда.
Что может дать бренду сильный дистрибьютор, показывает пример Киа – компания в прошлом году открыла представительство в РФ и очень быстро добилась агрессивным маркетингом сильного рывка. Правда, цены на теперь уже почти полностью «импортные» Киа другие...
ТагАЗу, скорее всего, придётся искать нового стратегического партнера (помимо Чери), считает AutoNews.ru. То, что компания откажется от собственного автомобильного развития, довольно сомнительно – у завода богатый опыт и есть некоторые инженерные компетенции (учитывая ряд «собственных разработок» в виде того же C100, как его позиционирует компания). Вряд ли ТагАЗ будет продаваться, скорее речь может идти о равноправном сотрудничестве с кем-либо из иностранных производителей, – считает Дмитрий Баранов. Но пока сотрудничество с Хендэ продолжается, вряд ли завод будет заключать с кем-либо новые соглашения.
На ТагАЗе не стали комментировать взаимоотношения с Хендэ, отметив, что пока это проблематично в связи с новыми назначениями в компании. Напомним, на прошлой неделе на заводе сменился генеральный директор: новым управляющим Евгений Фандеев. Экс-генеральный директор Геннадий Ряднов стал заместителем председателя совета директоров ТагАЗа. Так что вполне возможно, что в ближайшее время ТагАЗ ждут большие перемены, считает портал AutoNews.ru.