Возможный разрыв с ТагАЗом чреват для Хендэ потерей до 40% сбыта в РФ, – сообщил сегодня, 6 июля,
КоммерсантЪ. ТагАЗ может прекратить сотрудничество со своим традиционным партнёром в связи с началом сборки и дистрибуции через свою дилерскую сеть моделей китайской компании BYD Auto и переориентацией Хендэ на собственный завод в России.
Разговоры о возможном прекращении сотрудничества идут на авторынке уже 2 месяца. ТагАЗ уже прекратил закупки машинокомплектов Хендэ для сборки, хотя официального разрыва партнёрства ещё не произошло. Обе стороны заявляют о своей заинтересованности в его продолжении. Близкие к ТагАЗу источники сообщили Ъ о твёрдой договорённости сторон продолжать партнёрство, однако лишь в коммерческих автомобилей (ТагАЗ собирает Хендэ Porter), а сборка легковых моделей – под вопросом. ТагАЗ собирает седаны Акцент, Соната и Элантра и внедорожник Санта Фе, вошедшие в программу утилизации.
В 2009 году концерн Хендэ продал на российском авторынке порядка 74,6 тыс. автомобилей, из них не менее 28 тыс. – сборки ТагАЗа. Это вывело Хендэ на третье место среди иномарок по популярности бренда в России. По итогам продаж иномарок в РФ с января по май Хендэ – на четвёртом месте (31,1 тыс. автомобилей), сколько из них собрал ТагАЗ, не озвучено (данных о продажах ТагАЗа пока нет).
По мнению управляющего директора AG Capital Александра Агибалова, возможный отказ ТагАЗа от партнёрства с Хендэ в пользу BYD не удивителен. По его предположению, в Хендэ наверняка не желали отдать на ТагАЗ сборку новых моделей, которые мог выпускать собственный российский завод концерна (запускается в Петербурге в сентябре). ТагАЗ давно искал партнёра для выпуска бюджетных легковых автомобилей. Как напомнил Михаил Пак (ИК Атон), ранее завод безуспешно пытался договориться с китайским концерном Чери.
По мнению эксперта по автопрому Ernst & Young Ивана Бончева, для Хендэ разрыв «будет серьёзным вызовом»: компенсирование падения продаж с помощью только входящего в строй российского завода потребует времени и хорошей работы головного офиса. Ранее при росте авторынка в РФ он не всегда отгружал ТагАЗу достаточное количество машинокомплектов. С сентября петербургский завод Хендэ начнёт работу в тестовом режиме, а серийное производство на нём начнётся только со следующего года.