Известная самарская группа СОК продала свой компонентный бизнес и будет концентрироваться на строительстве. Сделка заканчивает начавшийся ещё до кризиса почти полный уход СОКа из автомобилестроения. АвтоВАЗ признал, что сделка проведена в его пользу, – сообщил сегодня, 8 июля,
КоммерсантЪ. СОК первым из негосударственных крупных компаний заявил о своих интересах в программе модернизации Северного Кавказа, где скоро, по предсказанию источника
BFM.ru, каждый бизнесмен из первой сотни Форбс будет иметь бизнес. АвтоВАЗ, давно владеющий половиной в капитале проданных автокомпонентных предприятий СОКа, не мог купить их напрямую из-за своих и СОКовских многомиллиардных долгов (у АвтоВАЗа они составляют более 100 млрд рублей).
Группа СОК первая из крупных инвесторов официально заявила о готовности поддержать объявленную премьер-министром РФ Владимиром Путиным модернизацию Северного Кавказа, отметил в интервью BFM.ru экс-председатель правления Национального резервного банка Аркадий Колодкин. «Не зря Хлопонин вчера сказал, что практически каждый бизнесмен из первой сотни Форбс будет иметь бизнес на Северном Кавказе», – добавил экс-председатель. Ранее об инвестициях в Северный Кавказ заявляли преимущественно компании с государственым участием. Программа развития Северного Кавказа предусматривает строительство значительного числа инфраструктурных объектов, – отметили заявили BFM.ru в группе СОК.
Весной прошлого года СОК продал ИжАвто и ещё до кризиса начал поиски покупателя своих компонентных активов. СОК планирует концентрироваться на иной деятельности, в частности, на дорожном строительстве. Группе подконтрольно ОАО Волгомост, которое, по её данным, имеет портфель заказов на 40 млрд руб. За собой СОК оставил 2 автозавода: Росавтопласт и Белзан (крепёжные изделия). По словам близкого к группе источника Ъ, судьба первого ещё не определена, а второй не будет продан, так как обеспечивает не только АвтоВАЗ.
Вчера группа СОК сообщила о продаже российскому инвестору своих автокомпонентных предприятий Автосвет, Вазинтерсервис (детали сцепления, рулевого управления), Комплект-ЛТД (элементы подвески и системы охлаждения), Мотор-Супер (элементы подвески, двигателя), ОСВАР (осветительное оборудование) и ТД ВолгоПромМаркет (дистрибутор запчастей). Сумма сделки и покупатель группой озвучены не были. Компонентный бизнес стал неинтересен группе, пояснили там.
Накануне продажи предприятия консолидированы на балансе ЗАО ВАЗТРАСТ, затем проданы в виде акций этого ЗАО. Оно создано в 2004 году, СОК имел его 50% акций, они и были проданы, сообщил Ъ источник в группе. По информации другого источника Ъ на авторынке, конечный собственник – структура, не имеющая отношения к АвтоВАЗу формально, но купившая компонентный бизнес в его интересах. На АвтоВАЗе Коммерсанту сказали, что завод не участвовал в сделке и ничего не покупал, но впоследствии может взять проданные активы в управление.
АвтоВАЗ владеет остальными 50% акций ВАЗТРАСТа и таким образом, был и до сделки паритетным владельцем компонентного бизнеса СОКа. Это не мешало им конфликтовать из-за поставок автокомпонентов. Группа контролировала поставки 10% компонентов АвтоВАЗа и останавливала их в ходе ценовых споров.
О переговорах АвтоВАЗа с СОКом об управлении заводами группы известно с прошлой недели. Это управление даст АвтоВАЗу контроль за ценой и периодичностью отгрузки автокомпонентов. Программа утилизации вынудила завод увеличить производительность, что, в свою очередь, привело к перебоям в поставках автокомпонентов. АвтоВАЗ не хочет покупать активы СОК сам: неофициально там говорили, что этого делать нельзя из-за их перегруженности долгами. АвтоВАЗ и сам должен 39 млрд руб. банкам и акционерами 65 млрд руб. акционерам.
Оценка проданных СОКом активов сложна ввиду отсутствия в публичном доступе отчётности по некоторым из них, отметил аналитик инвестиционной компании Атон Юлий Матевосов. Он грубо оценил активы в половину выручки с учётом её падения в кризис раза в полтора. На данный момент консолидированных показателей выручки заводов СОКа неизвестны, до кризиса они оценивались источниками агентства Рейтер в 17 млрд руб.