Правительство РФ, в отличие от большинства стран, сделало упор на антикризисные госпрограммы стимулирования конкретных предприятий вместо стимулирования спроса, но это оказалось малоэффективным. Так, конкретный эффект от 25 млрд рублей, напрямую перечисленных АвтоВАЗу, неясен до сих пор, – цитируют сегодня, 19 июля,
Ведомости мнение аналитика. Программ стимулирования спроса действительно было мало, «немного просчитались», признал чиновник аппарата правительства РФ.
Для борьбы с кризисом большинство стран выбрали стимулирование потребительского спроса, правительство РФ, напротив, сделало упор на поддержку конкретных заводов, отметила начальник аналитического отдела BNP Paribas Юлия Цепляева. Один лишь АвтоВАЗ получил напрямую из бюджета 25 млрд руб., какой эффект дали эти деньги, непонятно до сих пор, напомнила она. Несколько месяцев после начала кризиса в конце 2009 года, как выяснила счётная палата РФ, АвтоВАЗ выпрашивал у правительства бюджетные средства, а не сокращал издержки, 360 бюджетных млрд руб. в уставные капиталы ВЭБа, ВТБ, Россельхозбанка, Росагролизинга и других так и не помогли запустить кредит, указал в анализе антикризисных мер центр развития высшей школы экономики. Кредиты населению упали на 11%, компаниям – стагнировали (а их просрочка выросла).
Стимулирование конечного спроса и адресная поддержка предприятий – меры разного назначения, отметил Ведомостям в оправдание этой госполитики чиновник минпромторга. Выделяя средства на спасение оборонно-промышленного комплекса, госчиновники понимали, что максимальный эффект, какого можно ожидать – недопущение их банкротства. Значительного экономического эффекта никто и не ждал.
Программ стимулирования спроса было действительно мало, признал чиновник аппарата правительства, но в начале 2009 года, когда разрабатывался антикризисный пакет, «не было ощущения», что потребительский спрос настолько просядет. «Немного просчитались», – заключил он.