Бизнес-план АвтоВАЗа до 2020 года предусматривает сокращение его дилерской сети. Однако она сократится более чем вдвое уже в следующем году. Как стало ясно из отчёта АвтоВАЗа по МСФО за 1 полугодие, он торопится потому, что у его дилерского сегмента дела идут много хуже, чем у автомобильного, сообщили сегодня, 13 октября,
Ведомости.
Программа утилизации не помогла дилерам АвтоВАЗа повторить его успех. После громких банкротств завод ограничил поставки своим дилерам, и их выручка росла медленнее, чем у завода. Его продажи после запуска стали быстро расти: за первое полугодие в России продано на 23% больше Лад (220774), чем годом ранее. Выручка от производства и продажи автомобилей, машинокомплектов и запчастей увеличилась на 46 (до 58,8 млрд руб.), а убыток по РСБУ сократился в 23 раза (до 612 млн руб.), а выручка дилерского сегмента выросла только на 16,9% (до 15,6 млрд руб.) при том, что его убыток снизился лишь на 14% (до 408 млн руб.).
Многие дилеры АвтоВАЗа оказались в тяжелом положении, завод им практически не помогал, из-за чего у них были сложности с финансированием, рассказал Ведомостям бывший сотрудник АвтоВАЗа. Дилерская сеть АвтоВАЗа объединена в его 100%-ную дочку Лада-сервис, владеющую контрольными пакетами акций 77 региональных дилеров. Рыночная доля Лады-сервиса к началу этого года сократилась до 17%, сообщил директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков. Без поддержки завода многие дилеры Лады-сервиса оказались на грани банкротства, завод ограничивал им поставки, продажи шли неважно, признал он. Однако к концу полугодия были подписаны мировые соглашения с кредиторами и доля Лады-сервиса вновь стала расти (сейчас она составляет ок. 25%).
По комментарию гендиректора агентства Автостат Сергея Целикова, кризис сделал очевидной неудовлетворительность работы сети АвтоВАЗа. Он показал, что дилеры плохо умеют продавать, а многие ещё и оказались перегруженными долгами. В такой ситуации АвтоВАЗ сильно рисковал бы, если бы не ограничивал поставки. По мнению Сергея Целикова, удовлетворительно работают лишь около 50 компаний Лады-сервиса, их и оставит АвтоВАЗ, отказавшись от безнадёжных, резюмировал он.