Известные дизайнеры, опрошенные журналом
Форбс, отметили дилетантизм, посредственность и неприспособленность для российских дорог «народных автомобилей», которые собирается производить олигарх Михаил Прохоров. Группа «Онэксим» богатейшего, по рейтингу Форбса, бизнесмена России Михаила Прохорова и компания «Яровит» провели презентацию дизайна базовых моделей своего городского автомобиля. О начале проекта было объявлено полгода назад.
Дизайнер Игорь Чапурин считает, что этот дизайн, комбинирующий силуэтные аллюзии на БМВ и другие известные марки с новшеством – сочетанием цветов «вполне в тренде». Он напомнил, что цветовые миксы, иногда довольно резкие – общая тенденция дизайна последнего времени и на подиуме, и в интерьерном дизайне.
У совладельца компании OPEN! Design&Concepts, дизайнера Стаса Жицкого некоторые «мелочи», заметные даже на не очень подробных картинках, вызывают небольшие вопросы. Но в целом, по его оценке, «машинки получились не хуже прочих иностранных и гораздо лучше имеющихся в наличии российских». Двуцветная окраска как фирменный принцип кажется ему хорошим приёмом, но одинаковость одного из двух цветов – охристо-кремового (или слоновой кости, «на картинках не разберёшь») ограничивает свободу выбора покупателя.
«Спорт-купе выглядит позлее, семейная «тачка» — поспокойнее, но обе модели слеплены точно в рамках популярных трендов, где «динамизм» почему-то является синонимом «агрессивности», – отметил дизайнер. – С одной стороны, стандартность внешнего вида, полное отсутствие необычности и уникальности позволят этим автомобилям адекватно вписаться в существующий ряд среднеклассовых средств передвижения. С другой стороны, обычность и типичность этих автомобилей не даёт им преимущества перед другими малолитражками».
Сам Стас Жицкий предпочитает автодизайн подружелюбнее, «без натянутых на уши злобных узких глазок-фар и ощеренного рта-радиатора». Однако мягкость и дружелюбное достоинство сейчас не популярны «на автомордах». «А вот бы попробовать рискнуть! За счет позитива можно было бы обрести недурной конкурентный потенциал», – считает Стас Жицкий.
По оценке гендиректора официального представительства тюнинг-ателье Mansory в России Олега Пашина, дизайн спорт-купе «весьма неоднозначный». Олег Пашин отметил «несколько интересных решений» – насадки на глушитель, фары, восходящую линию окон. «Но когда смотришь на машину целиком, не создается впечатления целостности. Ощущение, что дизайнеры не смогли гармонично соединить интересные решения, взятые от разных автомобилей», – заметил он.
Вторая машина, городской автомобиль, произвёл на Олега Пашина «впечатление машины унылого российского горожанина». «Как наши люди выглядят за границей, так же по представленному концепту можно сразу понять, что это российский автомобиль. Если этого хотели добиться разработчики, то им это удалось», – пояснил он. При этом ожидания, что такая машина будет в каждой российской семье, вряд ли оправдаются. «Россияне, а особенно жители двух столиц, стали очень привередливы и избирательны, и, по моему мнению, концепт «городского автомобиля» пока не отвечает должному уровню», – сказал Олег Пашин. Он отметил также, что диски колёс не выдерживают никакой критики: «даже если не брать в расчёт наши дороги, колесные диски все равно должны быть больше, нынешние же напоминают колесики роликовых коньков».
По мнению арт-директора Zoloto design communications Игоря Гуровича, автомобили Прохорова «как студенческие дети, много на кого похожи, но как-то сразу не скажешь, на кого именно». «Если произведённая машина будет выглядеть похоже на рендер, это станет самой большой победой России со времен свержения ГКЧП», – считает он. По мнению Игоря Гуровича, дизайн автомобиля «абсолютно адекватен задаче», он хорош для среднего класса. При этом создать качественный дизайн народного автомобиля – «задача куда более сложная, чем спроектировать лихой родстер», – отметил Игорь Гурович.
По оценке креативного директора коммуникационного бюро Proekt Романа Крихели, изображения автомобилей Прохорова «больше похожи на студенческий проект, а не на будущее российского автопрома». Публикация эскизов будущих автомобилей без конкретной информации о целевой аудитории и стоимости «явно понижает общий градус серьезности намерений», считает он. «Задумайтесь, что будущий производитель пишет о хэтчбеке: «Именно такой автомобиль, по нашему мнению, должен оказаться в каждой российской семье». Какой такой? Рендер с сомнительной двуцветной окраской? На мой взгляд, звучит довольно бредово, а широта целевой аудитории отдаёт непрофессионализмом позиционирования», – цитирует Форбс.
На взгляд Романа Крихели, хэтчбэк – безликий, абсолютно лишённый харизмы автомобиль с каким-то поразительно неприятным цветовым решением, а спорт-купе – «автомобиль, явно желающий понравиться сразу всем, тут и ухудшенный Х6, и опошленный Bentley, и вообще все сразу в одной куче, что в принципе сам производитель не отрицает и даже подчёркивает».