В 2000-х россияне, до того ездившие на автомобилях за цену бензина, стали тратиться на
ОСАГО. В 2010-х москвичам (а затем и остальным, если, как обещал президент РФ, московско-подмосковная модель борьбы с пробками может быть введена по всей России – ЛадаОнлайн) «придётся признать, что автомобиль – это роскошь, если в нем нет насущной необходимости», – пишет сегодня, 10 ноября, в
Слоне главный редактор газеты РБК daily Пётр Кирьян.
Первый шаг уже сделан, новый мэр Сергей Собянин озвучил то, что прежний говорить не решился бы: парковка в центре Москвы должна стать платной. Как только эти планы воплотятся в жизнь, станет очевидно, как этого мало. Даже если из федерального бюджета будет выделено на борьбу с пробками 100 млрд рублей, пока будут делать новые дороги, автомобилей прибавится, а пробки станут «жестче». «Микстура от городского затора горька, но действенна – это налог на машину. Прямой или косвенный сбор, от которого не отвертеться», – считает главред РБК daily.
Идея платного въезда в центр Москвы уже потухла. Но необязательно вводить плату именно за въезд, если надо «наказать рублём» праздных автовладельцев или пересадить их на общественный транспорт. Можно вводить сборы за право парковки (западный parking permit). Это тот же налог на автомобили под другим именем.
Проблема столичных властей – у них нет другого, кроме транспортного налога, прямого механизма сбора средств с автовладельцев. Причём в Москве и он не работает вообще: нельзя запретить въезд из области. Можно повышать этот налог до бесконечности, а толку будет чуть. Другое дело, что мэрия Москвы может обязать желающих парковаться в центре (и не только) покупать право на стоянку. Этот сбор не будет отменять плату за парковку там, где за неё берут деньги.
Есть и нефинансовые методы избавления от пробок. Но за них всё равно будут платить граждане, только косвенно. Строительство парковок и расширение автомобильных площадок у офисов может идти за счёт скверов и социальных объектов (библиотек, или старых детсадов и т. п.). В городе, запертом кольцом МКАД, «придётся заниматься дорожным самоедством», считает Пётр Кирьян. «Кто-то будет жить рядом с эстакадой, кто-то вместо дома по соседству будет видеть «скелет» многоэтажного паркинга. Такова плата за скорость движения», заключает он.