Вероятная скорая передача АвтоВАЗа под полный контроль альянса Рено-Ниссан, практически единолично в руки его главе Карлосу Гону – единственно возможный сейчас, но совершенно тупиковый для АвтоВАЗа сценарий, пишет в своём блоге на
Слоне директор аналитического агентства Автостат Сергей Целиков. Пост называется «Лада поворачивает в сторону кладбища», подзаголовок – «Франко-японским владельцам АвтоВАЗа российская марка будет не нужна».
В ноябре 2009 Автостат в объёмном маркетинговом отчёте о прошлом, настоящем и будущем АвтоВАЗа писал о трёх вероятных сценариях, напоминает его директор. Передача полного контроля над АвтоВАЗом Рено, возможно, при активном участии Ниссана, по Автостату, была наиболее вероятной, но агентство не исключало ещё 2 сценария. В одном полный контроль могло взять государство, другой подразумевал консолидацию и совместную работу на благо АвтоВАЗа эффективной команды вазовских менеджеров, государства и иностранного партнёра. Оба казались агентству маловероятными. Первый – в силу того, что главное условие для спасения АвтоВАЗа – эффективный собственник, каким государство не является и вряд ли станет. Второй – ввиду обычного и закономерного превращения описанного союза «в лебедя, рака и щуку», причём воз при подобных превращениях «остаётся и ныне там». Поэтому решение как можно быстрее передать контроль над АвтоВАЗом Карлосу Гону «я считаю вполне логичным», – заметил Сергей Целиков.
«Будет ли Рено-Ниссан заниматься развитием российского автопрома? Думаю, что нет, – пишет Сергей Целиков. – Основная задача любого инвестора, тем более иностранного – не развитие чужой индустрии, а возврат инвестиций и получение прибыли. Исходя из этой логики и будет действовать Карлос Гон».
По прогнозу директора Автостата, Рено, вероятно, будет добиваться передачи контрольного пакета без оплаты денежными средствами, «под обещания интеграции АвтоВАЗа в мировой автопром» (как недавно добился сохранения блок-пакета без оплаты деньгами, за вложение оцененных им в €240 млн технологий). К тому же если снова переводить на счета Тройки Диалог средства, они «снова уйдут в никуда», добавляет Сергей Целиков.
После получения полного контроля над АвтоВАЗом линейка Лады планомерно будет замещаться линейками Рено и Ниссана. Это чрезвычайный удобная схема захвата авторынка, когда рыночную нишу не надо отвоёвывать у конкурентов, достаточно замещать чужой продукт своим, отмечает Сергей Целиков. Таким образом, доля Рено и Ниссана на российском авторынке будет из года в год расти, а бренда Лада – планомерно и контролируемо снижаться «с благословения» и «под пристальным контролем» людей от государства. При этом «построят, перестроят, перетряхнут, вычистят и т. д.» дилеров и поставщиков, ещё раз-другой сократят персонал.
Кроме того, передача АвтоВАЗа под контроль Рено-Ниссану подразумевает несостоятельность российских менеджеров, инженеров и конструкторов в самостоятельном создании автомобильной продукции мирового уровня. СМИ активно продвигают мысль, что отечественная продуктовая линейка не устраивает потребителей, они не хотят покупать отечественные автомобили. Но это не согласуется с фактами.
«В России сейчас 14 млн владельцев автомобилей Лада, и практически все они лояльны по отношению к продукции АвтоВАЗа, – отмечает директор Автостата. – Соотношение цена – качество – потребительские свойства – сервис вазовской продукции ежегодно привлекает по 600-700 тысяч новых потребителей. При этом никто не заставляет их покупать именно Лады. Они сами делают этот выбор».
«Вот так в скором времени последний оплот российского автопрома будет отдан французам, – заключает Сергей Целиков. – Ну а потом пусть историки вопрошают: Скажи-ка дядя, ведь не даром?».