Депутаты ГД РФ одобрили в первом чтении поправки, с 2011 года вдвое снижающие транспортный налог. Одновременно будут увеличены акцизы на бензин, в итоге автовладельцы будут платить государству значительно больше, чем сейчас, констатирует сегодня, 18 ноября,
Независимая газета. По признанию минфина РФ, увеличение нагрузки на автовладельцев в связи с повышением акцизов на бензин будет «достаточно серьёзным», а выиграют от снижения налога те, кто не будет ездить на своих автомобилях (и то не все).
С января налоговая ставка для легковой машины с двигателем мощностью до 100 л. с. включительно сокращается с 5 до 2,5 руб. за 1 л. с., мощностью 100-150 л. с. включительно – с 7 до 3,5 руб., 150-200 – с 10 до 5 руб., 200-250 – с 15 до 7,5 руб., свыше 250 л. с. – с 30 до 15 руб. При этом регионам предоставляется право самим устанавливать пониженные ставки этого налога вплоть до нулевой для легковых автомобилей до 150 л. с. включительно.
Представляя в июле проект снижения транспортного налога, минфин объявил и о повышении акцизов на топливо на 1 руб. на каждый литр ежегодно в 2011, 2012 и 2013 годах. Таким образом, по словам главы департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Ильи Трунина, акцизы на бензин 3 класса повысятся с 4 тыс. 302 руб. до 5 тыс. 672 руб. за 1 т. Как подчеркнул Илья Трунин, предложения связаны не столько с повышением доходов бюджета, сколько с формированием дополнительных средств на дорожное строительство. По расчетам минфина, повышение акцизов на бензин, дизтопливо, моторные масла и авиамоторный бензин даст в 2011 году более 80 млрд. руб., в 2012 году – 105 млрд. руб., в 2013 году – более 105 млрд. руб.
На вопрос, какие автовладельцы выиграют от налоговых новаций, Илья Трунин ответил: «выиграют те, кто имеет в собственности автомобиль мощностью выше 150 лошадиных сил, но при этом на нём не ездит». «Те, кто имеет в собственности автомобиль маломощный, но ездит на нем много, будут платить больше, чем сейчас», – признал чиновник. Илья Трунин затруднился оценить, каким может быть рост цен на бензин в рознице в связи с повышением акцизов.
Кроме налогов, сейчас вводятся платные участки дорог, сборы за въезд в определенные районы, будут и другие подобные платежи в бюджеты, – напомнил ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. По его словам, от налоговой реформы «акцизы – за часть транспортного налога» выиграет федеральный центр, который перераспределит акцизы на топливо частично в пользу федерального дорожного фонда. «А регионам оставят возможность принятия либо невыгодных (по льготам), либо непопулярных (по повышению) решений относительно транспортного налога. Повышение акциза на топливо негативно скажется и на льготниках по транспортному налогу, так как по акцизам льгот у этих категорий граждан нет», – констатировал Дмитрий Ширяев.
«Мотив налоговой реформы один – государству нужно получить больше налогов в бюджет с минимальными на это затратами. Акцизы уплачиваются ежемесячно, поэтому деньги поступят в бюджет быстрее. Кроме того, собираемость акцизов гораздо выше, чем собираемость транспортного налога. В любом случае государство только выиграет от перераспределения налогов», – считает руководитель департамента налогового и финансового консалтинга компании «Интерком-Аудит» Андрей Приходько.
Цены на бензин в последнее время уже растут ввиду ожидания повышения акцизов, напомнил старший аналитик компании «Арбат Капитал» Виталий Громадин. Кроме того, несмотря на активность ФАС, никаких существенных изменений, которые могли бы обезопасить рынок от монопольного завышения цен, пока не произошло.