Неудача с покупкой Опеля не заставила СБ РФ отказаться от надежд стать крупным игроком в автопроме. Под его прицелом сначала оказался ИжАвто, затем ТагАЗ, теперь и черкесский Дервейс, сообщила сегодня, 30 ноября, газета
РБК daily. Собрав вместе своих заёмщиков, глава СБ РФ, экс-министр экономразвития и торговли РФ Герман Греф может управлять ими в рамках Объёдиненной автомобильной группы (ОАГ).
Накануне ФАС сообщила о своём разрешении «дочке» СБ РФ, Сбербанк Капиталу, купить 51% акций Дервейса (первый частный автозавод в России, входит в группу компаний Меркурий). На Дервейсе и в СБ РФ информацию подтвердили, отказавшись от комментариев.
Как рассказал РБК daily источник, близкий к Дервейсу, у завода большие долги перед СБ РФ, 2 года назад открывшим ему кредит на 1 млрд руб. Дервейс передаёт свой контрольный пакет Сбербанку, чтобы не набегали проценты. Если в течение нескольких лет Дервейс отдаст долг, СБ РФ вернёт ему акции.
Информацию подтвердил источник РБК daily, близкий к Сбербанку. По его словам, передача банку контрольного пакета акций – чисто техническая сделка для контроля за распределением средств на Дервейсе. «Сбербанк заключил договор с акционером о том, что на время кризисной ситуации завод передаётся в «Сбербанк Капитал». Как только предприятие выйдет из кризиса, урегулирует вопросы с должниками, завод будет передан прежнему акционеру», сказал источник, добавив, что сделка прошла по номинальной цене, и за эту же стоимость завод будет возвращён прежнему акционеру, как только тот рассчитается с кредиторами.
В 2009 году СБ РФ и канадская Магна, прежде подконтрольная Олегу Дерипаске, договорились с Джи Эм о покупке 55% акций Опеля за €500 млн. Когда стороны практически ударили по рукам, Опель «в Россию» не продали. В декабре 2009 года СБ РФ получил бывший у него у него в залоге по кредиту 51% акций ИжАвто. Тогда для управления ИжАвто была создана «дочка» Сбербанка, ОАГ.
В текущем году СБ РФ получил за долги оборудование и здания ТагАЗа. На днях банк объявил о намерении подписать мировое соглашение с ТагАЗом, не раскрыв его условий. Несмотря на соглашение, ТагАЗ может быть передан под управление ОАГ, сообщил источник РБК daily.
Таким образом, СБ РФ может объединить под крышей ОАГ мощности Дервейса, рассчитанные на выпуск 100 тыс. автомобилей в год (собирает китайские марки Лифаны и Хаймы), ИжАвто (220 тыс. автомобилей, выпускает Лады-2104 и Ижи-27175) и ТагАЗа (180 тыс. автомобилей, собирает Хендэ Акценты и Сонаты, Санта Фе Классик и ряд моделей под своим брендом). Объединение трёх заводов может перекрыть требования минпромторга по новому режиму промсборки (создание мощностей на 300 тыс. автомобилей в год в обмен на восьмилетние льготы на ввоз комплектующих). Кроме ОАГ, этим этим требованиям может отвечать только АвтоВАЗ.
Кроме того, Хендэ-Киа планирует собирать на ИжАвто до 60 тыс. машин в год, а альянс Рено-Ниссан ведёт переговоры со Сбербанком о сборке на ИжАвто своих автомобилей.
Сбербанк скорее всего проведёт программу всех трёх автозаводов и через несколько лет продаст их, предполагает руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов. С этим мнением согласен эксперт, партнер компании «Дельта аудит и консалтинг» Андрей Комаров: «Сбербанк так поступает не только с автомобильной отраслью, но и, например, с недвижимостью. Разумно создать отдельную компанию, нанять профессиональный менеджмент и в среднесрочной перспективе продать активы по наиболее выгодной цене».