Сейчас российский авторынок растёт докризисными темпами, но восстановить объёмы полностью сможет не ранее 2013 года. При этом никто не может сказать наверняка, насколько стабилен его рост, констатировал
КоммерсантЪ Онлайн.
Понять, насколько стабилен рост авторынка РФ сейчас, можно, лишь вспомнив его причины, пишет Ъ. Возобновление автопродаж в России всегда связывалось с программой утилизации и общим улучшением ситуации в экономике. Первое не совсем верно (верно только для АвтоВАЗа). Разворот рынка совпал с запуском программы утилизации: она стартовала в конце марта, а в апреле автопродажи выросли на 20%. Но если всего с января по октябрь в РФ продано 1,5 млн новых автомобилей, то по программе утилизации – не более 322 тыс. (по данным минпромторга), то есть 20%. Таким образом, программа утилизации – скорее поддержка российского авторынка, а не его драйвер. Утилизация поддержала продажи одного АвтоВАЗа (он продаёт по программе половину своих Лад), и АвтоВАЗ знает наверняка: с осени 2011 года его автопродажи могут упасть, потому что программа закончится. Производители иномарок, в продажах которых утилизация никогда не занимала больше 5-7%, строят прогнозы, ориентируясь на экономику в целом.
Что будет с российской экономикой далее, аналитики толком не говорят, пишет Ъ. Их ответ всегда сводится к общим словам: российский автопарк устарел, автомобилизация россиян низка, поэтому автомобили будут востребованы в любом случае и т. п. Но когда авторынок перешёл от падения к росту, у многих автодилеров был дефицит машин. Это показатель: несмотря на рост, маркетологи по-прежнему не уверены в потребителе и составляют свои прогнозы чересчур консервативно.