поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник
Обсуждение


06.12.2010

26-летнее создание системы ГЛОНАСС пока не завершилось из-за падения трёх спутников

Крупной неудачей закончилось предполагавшееся  завершение российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, конкурента американской GPS, констатировал сегодня, 6 декабря, КоммерсантЪ. Первый спутник системы ГЛОНАСС был выведен на орбиту в 1982 году. Госчиновники и военные заранее внесли пуск последних трёх в списки знаковых космических достижений года, президент РФ на прошлой неделе анонсировал полное формирование ГЛОНАСС в послании Федеральному собранию. Однако 5 декабря все 3 космических аппарата ГЛОНАСС-М упали в Тихий океан в районе Гавайских островов.

Стоимость одного аппарата ГЛОНАСС официально не называлась никогда. Американские аналоги системы GPS стоят по $70 млн, российские спутники – на четверть дешевле. С учётом использованных впустую ракеты-носителя и разгонного блока потеряно не менее 5 млрд рублей, предположил в беседе с корреспондентом Ъ представитель военно-промышленного комплекса, попросивший не называть его фамилию.

Согласно официальному сообщению Роскосмоса, ракета-носитель «Протон-М» стартовала 5 декабря с Байконура в 13:25 московского времени. Примерно через 10 минут (после того как отработали все три ступени ракеты) произошло отделение орбитального блока (разгонный блок ДМ-3 и три спутника) от последней ступени носителя, но ещё до отделения Протон-М отклонился от траектории на 8 градусов.

Как рассказал Ъ источник в ракетно-космической отрасли, на нештатной траектории полёта разгонный блок был быстро «потерян» средствами слежения. По предварительным и неофициальным данным, он упал вместе с тремя спутниками в несудоходной зоне в 1,5 тыс. км от Гонолулу (Гавайские острова). Для расследования причин срочно создана госкомиссия.

«Можно предположить, что произошел сбой в работе третьей ступени ракеты-носителя, из-за чего отделение орбитального блока произошло значительно выше расчетной высоты. Это не был сбой в работе разгонного блока, как первоначально предположили некоторые специалисты», – заявил «Ъ» источник в ракетно-космической области. Но если информация об аварийном участке полёта не поступала, то установить точную истинную причину сбоя будет очень непросто, считает источник.

СССР, затем РФ пытается создать собственную глобальную навигационную спутниковую систему с 1970-х годов (проектирование началось по заданию минобороны). Головным разработчиком стало красноярское НПО прикладной механики министерства общего машиностроения СССР (сейчас – ОАО Информационные спутниковые системы им. академика Решетнева). Система, как её американский аналог NAVSTAR, предназначалась изначально для точной выдачи географических координат объектов прежде всего в военных целях. Финансовую выгоду из нее решили извлекать позже, когда американцы создали на базе своей NAVSTAR успешный коммерческий вариант – GPS. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту ещё при Брежневе, 12 октября 1982 года. Но только 24 сентября 1993 года система была официально принята на вооружение уже российских ВС. Орбитальная группировка на тот момент составляла 12 спутников. К декабрю 1995 года она один раз уже достигла штатного состава 24 спутников, но они выходили из строя и отрабатывали своё гораздо чаще, чем их закупали и запускали, и в 2001 году количество спутников ГЛОНАСС вообще сократилось до восьми. В том же году правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система», чтобы не дать умереть системе и существенно улучшить финансирование.

Согласно первоначальному паспорту программы, она должна была до 2011 года обойтись федеральному бюджету в 23,6 млрд руб. С 2007 года объемы расходов по ФЦП были существенно увеличены. В итоге стоимость ГЛОНАСС на 2002-2011 годы в текущей версии ФЦП с учётом внебюджетных трат (расходы госпредприятий) составила 140,1 млрд руб., или около $4,7 млрд. ГЛОНАСС стала крупнейшим проектом её нынешнего головного заказчика – Роскосомоса. В его бюджете на 2010 год с расходной частью 84,5 млрд руб. запланированные траты по проекту составляют 33% – 27,9 млрд руб.


ИсточникИА LADAONLINE
 
 
Реклама
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
 Все фотографии
Последние новости
  27.09.2024 Ввоз иномарок на Урал вырос в 4 раза
  27.09.2024 В России испытали управление Газелью силой мысли
  26.09.2024 Популярнее всех у россиян новые машины с ценой Ք1-3 миллиона
Информация

  Автофак
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

TopList Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
LADAONLINE – это крупнейший русскоязычный портал, посвящённый автомобилям LADA в частности и отечественному автопрому в целом. Все самые последние новости автомобильного мира, обзоры последних моделей и прогрессивных технологий, уникальные аналитические статьи и отличная площадка для рекламодателей. Нас посещает несколько тысяч человек в день, которые суммарно просматривают тысячи страниц. Мы – портал с многолетней историей, большой аудиторией и хорошей репутацией. Узнайте о LADA всё вместе с нами!