ГЛОНАСС – типичный для госструктур проект, где процесс важнее цели, а видимость результата заменяет сам результат, пишет сегодня, 13 декабря,
Газета.Ru. После космической аварии проект вошёл в стадию поиска виновников и растратчиков, но это – также неизбежный этап каждого разрекламированного государственного начинания, считает издание.
«Сначала шумиха, потом неразбериха, потом поиск виновных…», напоминает Газета.Ru известное советское описание развития великих проектов. В те времена большая часть этих проектов всё же доводилась до кондиции, чём говорило окончание остроты: «…А потом награждение непричастных». Сейчас организаторы суперпроектов награждают себя сами заранее деньгами. А скандалы и расследования начинаются лишь тогда, когда смотреть сквозь пальцы на дорогостоящую имитацию деятельности становится просто невозможно, пишет Газета.Ru.
Создание системы ГЛОНАСС преподносилось как венец инновационной деятельности властей, почти как триумф, выписанный авансом. Более мелкие их забуксовавшие начинания, вроде ГАС «Выборы» или ЕГАИС, рано или поздно меркли и под приглушённые скандалы забывались. Но система ГЛОНАСС слишком грандиозна, слишком громко и настойчиво расхваливалась первыми лицами, чтобы при неудачном повороте её можно было замять или забыть.
Решение о замене первой, советского образца, версии ГЛОНАСС, устаревшей и выработавшей ресурс, было принято в 2001 году. Роскосмос и сопутствующие организации потратили на это к сегодняшнему дню, как считается, около $5 млрд (подлинный размер суммы и способы, которыми её потратили, сейчас – предмет прокурорских изысканий).
После многократных откладываний и порций сверхпланового финансирования система должна была прийти в почти полную готовность после запуска трёх спутников «ГЛОНАСС-М». Падение в океан разгонного блока с этими спутниками подвело черту, за которой продолжать делать вид, что все идет блестяще, стало невозможно. Поставленный в смешное положение президент РФ Дмитрий Медведев, несколькими днями раньше анонсировавший начало полноформатной работы ГЛОНАСС в своём послании, приказал «проверить расходование средств» и «представить предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему». Скандальности падению прибавили руководители Роскосмоса, в таких же выражениях, как и после предыдущих накладок и неудач, объявившие, что ничего особенного не случилось и когда-нибудь ГЛОНАСС заработает как часы. После этого заговорили о вероятной отставке его руководства. Но смена руководящих лиц, даже давно назревшая и заслуженная, не меняет способа деятельности российских государственно-коммерческих структур. ГЛОНАСС – типичный для них проект, где процесс важнее цели, а видимость результата заменяет собой сам результат, считает СМИ. Весь набор признаков налицо, а именно:
– Непомерная длительность осуществления, чрезвычайно выгодная для всех вовлечённых персон и структур и сопровождаемая всё новыми бюджетными вливаниями.
– Шумная многолетняя рекламная кампания с регулярным включением в неё первых фигур государства и особой активностью куратора проекта вице-премьера Сергея Иванова.
– Широко задуманные и решительно осуществляемые лоббистские мероприятия, нацеленные на создание абсолютных преимуществ перед конкурентами для системы, которая толком ещё и не заработала.
Лоббистской изобретательности Сергея Иванова нет границ. Правительство готовится обязать всех автопроизводителей, выпускающих автомобили в России, устанавливать навигаторы ГЛОНАСС, а все новые машины, которые продаются, оснащать системой экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Должны быть также введены 25%-ные пошлины на ввоз в Россию мобильных телефонов, оборудованных только GPS. Ежегодная цена всех намеченных нововведений может исчисляться миллиардами долларов, которые будут переложены на плечи российских потребителей. И притом безо всяких гарантий, что они получат за свои деньги что-то действительно новое и полезное.
Качество работы ГЛОНАСС заметно уступает качеству американской системы GPS, и никто даже не обещает, что в обозримом будущем они хотя бы сравняются. Хотя инновация – это то, что лучше старого и уже существующего, а вовсе не то, что навязывают в нагрузку.
О многом говорит история с продажей навигаторов, содержавших работающий приемник GPS в комплекте с приёмником ГЛОНАСС, который был не подключён, а просто прикреплен «при помощи двустороннего скотча и поролоновых вкладышей». Фирма-производитель объясняет феномен кознями конкурентов, но сам факт, что это не было сразу же обнаружено, указывает на отсутствие у потребителей особой потребности в этом довеске.
Все перипетии вокруг ГЛОНАСС возможны только в системе, которая давно потеряла способность различать разницу между действительностью и её имитациями, считает Газета.Ru. Если изготовленные опросными службами рейтинги имитируют политическую популярность, выборные ритуалы – выборы, а статистические отчёты – обновление экономики, то было бы странно, если бы структуры, делающие и продвигающие ГЛОНАСС, представляли собой исключение. Понятно, что они хлопотали не о реально работающей системе и не о реальных инновациях, а только о рекламных изображениях таковых.