«"Работай на АвтоВАЗе или сдохни с голоду" – наверное, как-то так можно расценить послание заводской дирекции, подписанное вице-президентами по закупкам Дамиром Кашаповым и по техническому развитию Евгением Шмелёвым», – пишет сегодня, 16 декабря, в своём блоге
М5 на Autonews.ru журналист этого СМИ Елена Костякова (autogirl). Она оценила письмо завода как свидетельство неимоверного цинизма, неуважительного и уничижительного отношения к людям. Между тем сегодня стало известно о принятии опционной программы поощрения топ-менеджмента АвтоВАЗа. На программу будет направлено 2-3% акций завода (в денежном выражении, исходя из различных данных – между 390 млн рублей и $24 млн).
В послании руководства АвтоВАЗа говорится о существовании неких «рисков» того, что специалисты АвтоВАЗа, которых успели обучить новой процедуре соблюдения стандартов качества альянса Рено-Ниссан, из-за более высокой зарплаты могут перейти на работу в тольяттинские фирмы по производству комплектующих. «А утечки персонала сейчас допустить ни в коем случае нельзя, считают на ВАЗе. Письмо, попавшее в прессу, получило большой резонанс в тольяттинской общественности», – пишет autogirl.
Таким образом АвтоВАЗ пытается удержать хотя бы тех специалистов, которые у него ещё остались – ещё в прошлом году по своей воле завод покинуло много людей, которые не верят его руководству, не видят идеи, не видят команды, не верят в продукт, напоминает журналистка. Утечку персонала подтверждал в интервью Autonews.ru тогдашний вице-президент по персоналу Дмитрий Михаленко, а позже – вице-президент по техническому развитию Евгений Шмелёв. Дмитрий Михаленко говорил в своём интервью, что зарплата инженера НТЦ АвтоВАЗа – чуть выше 17 тыс. рублей.
«Насколько этично и профессионально оправданно такое письмо в духе «наших никого на работу не берите» – мне трудно судить. Я могу рассуждать субъективно. В Тольятти с работой плохо. Это моногород. Но кое-какие предприятия, имеющие отношение к автомобильной промышленности, кроме ВАЗа, там всё же есть. Только пойти работать на них, как выяснилось, нельзя – ВАЗ обидится, – пишет Елена Костякова. – Возможно, Renault/Nissan действительно потратила какие-то средства на обучение вазовцев, однако были ли с ними подписаны какие-то контракты, ограничивающие свободу на право выбора места работы, мне неизвестно. Мне думается, что не были, поскольку еще летом в производственной программе завода все было очень непонятно, сначала уволили несколько тысяч человек – затем начали набирать студентов по краткосрочным контрактам.
АвтоВАЗ всегда работал вне рыночных условий и сейчас существует исключительно благодаря средствам налогоплательщиков. Для высококлассных инженеров на ВАЗе давно работы – НЕТ. Найти им работу по профилю в городе уже давно довольно проблематично, бросать все, начинать жизнь с нуля – не выход. Идёт какая-то работа по созданию Лады Гранты (low-cost), RF-90, чего-то там говорят про будущую модельную линейку, но ничего принципиально нового пока на заводе не создается. Максимум, чем развлекаются на ВАЗе – это палитра цветов. Вот и новый информ-повод нашелся, новый цвет «премьер» – вроде как новый «продукт»...
Кроме того, это опять же не дает шанса совершенствоваться системе поставщиков, которым много говорили о том, что надо переходить на новые стандарты качества – а где взять специалистов? С рынка их, надо полагать, не возьмёшь – потому что рынок рабочей силы, как видно, душат на корню», пишет журналистка.
Она привела список вакансий, которые с лета предлагаются высвобождаемым работникам АвтоВАЗа, в том числе высококлассным инженерам и сотрудникам НТЦ, для которых не нашлось работы в «доделках» платформы Рено. Судя по этому списку, «послание» руководства АвтоВАЗа – «Или работай на бульдозере, или сдохни, но на высокооплачиваемую работу к поставщику (ВАЗа!) не ходи!»
Список вакансий открывают должности: электрогазосварщик, машинист экскаватора, машинист бульдозера, чистильщик, газоспасатель, слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей, машинист крана (крановщик), подсобный рабочий, штамповщик – и т. п. в том же духе.