Немецкий автоконцерн MAN построит в Петербурге завод годовой мощностью до 10 тысяч тяжёлых грузовиков, сообщил сегодня, 17 декабря,
КоммерсантЪ. Ранее аналогичные проекты запустили Вольво и Скания, но инвестиции МАНа на первом этапе не превысят €20 млн, то есть речь может идти просто об отвёрточной сборке.
Власти Петербурга и руководство МАНа подпишут соглашение о строительстве завода в следующий вторник, 21 декабря, сообщили Ъ несколько источников, знакомых с деталями проекта. По их словам, на первом этапе планируется отвёрточная сборка 10 тыс. тяжёлых грузовиков в год, в перспективе МАН планирует выпуск грузовиков по полному циклу. Стартовые инвестиции МАНа составляют €20 млн, площадка ещё не утверждена, но на первом этапе МАН может начать отвёрточную сборку в одном из цехов завода Арсенал, где ранее начинал отвёрточную сборку Джи Эм, построивший затем завод в промзоне Шушары (Петербург), сообщил один источник.
МАН сообщил о намерении построить завод в России ещё в 2008 году. Сначала он рассматривал Брянскую область, Калужскую, но в итоге остановился на Петербурге, сообщили собеседники Ъ. В Калуге работает завод Вольво, в Петербурге – два завода Скании (один будет переведён в резерв).
За подписанием соглашения о промсборке в минэкономики МАН не обращался, сообщили источники Ъ: ведомство давно закончило подписывать подобные соглашения, дающие льготы на ввоз компонентов для сборки в обмен на обязательства по локализации, но их можно подписать по личному распоряжению премьер-министра РФ.
МАН вряд ли сможет создать полноценное производство за €20 млн, считает аналитик ИК Атон Михаил Пак. Скорее всего, он пытается сэкономить и обойти 25%-ные таможенные пошлины на импорт готовых грузовиков. Пошлины на компоненты колеблются в пределах 10-15%. По той схеме работает Скания, запустившая свой российский завод в ноябре. Стоимость проекта Скании не превысила €10 млн, в перспективе она обещала вывести свой завод на 10 тыс. машин в год. Статуса инвестора, работающего по промсборке, этот завод также не получил.
По режиму промсборки работает только Вольво, построившая завод в Калуге со сваркой и окраской кузова. Там инвестиции составили не менее €100 млн. До запуска этого завода Вольво долгое время ограничивалась отвёрточной сборкой грузовиков в Зеленограде (мощность не превышала 500 машин в год), затем всё же решилась на полноценное производство. Вольво сообщала, что в 2009 году завод выпустил не более 260 машин.
Смысл инвестировать в глубокую локализацию сборки тяжелых грузовиков в России неочевиден ввиду небольших объёмов продаж, отметил руководитель автомобильной практики одной из четырёх крупнейших мировых аудиторских компаний Ernst&Young Иван Бончев. По статистике компании, с января по сентябрь МАН продал в РФ порядка 2 тысяч тяжёлых грузовиков, Ивеко – 1,4 тыс., Вольво и Скания – порядка 1 тыс. каждая, КамАЗ – более 20 тысяч. Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин недавно заявлял, что наиболее серьёзный конкурент завода – не новые, а подержанные импортные грузовики. По статистике Автостата, в кризисном 2009 году их импортировалось порядка 700 в месяц, то есть сопоставимо с продажами новых импортных грузовиков за 3 квартала.