Сегодня, 20 декабря, журналист автомобильного отдела Газеты.Ru Елена Ходякова в своём блоге на
Слоне делает вывод, что «двухходовка» или «трёхходовка»: превзошедшее худшие ожидания автоконцернов ужесточение режима промсборки, вытеснение альянса Хендэ-Киа с ИжАвто и продажа последнего АвтоВАЗу – это по сути «предпродажная подготовка» АвтоВАЗа минпромторгом для альянса Рено-Ниссан. Она должна гарантировать заводу хорошую отчётность, а та – его покупку альянсом.
У альянса Хендэ-Киа отбирают сборочную площадку ИжАвто, которую продают АвтоВАЗу, имеющему свои планы, напоминает Елена Ходякова. Теперь на ИжАвто будут выпускать не только «классику» и Самары, но и модели совладельца АвтоВАЗа – Рено-Ниссана. В качестве альтернативы владелец ИжАвто Сбербанк, конечно, может предложить Хендэ-Киа площадки ТагАЗа или Дервейса за счёт сборки китайских моделей. Оба завода в той или иной форме принадлежат банку: ТагАЗ имеет долги в 20 млрд руб., 51% акций Дервейса принадлежит дочке СБ РФ Сбербанк Капиталу. Оба завода пока не собирали машин по льготной промсборке. ТагАЗ – в ещё более тяжёлом положении, чем ИжАвто, а на Дервейсе собирают много своих машин китайские концерны, которым, как известно, российские чиновники не очень рады и потому не подпустят их к режиму промсборки. Кроме того, расположение Дервейса в Карачево-Черкесии сложно назвать удачным, а сам завод – интересным в целом для Хендэ-Киа.
Между тем бюджетные Хендэ Солярис и Киа Рио – чуть ли не ближайшие конкуренты для Рено Логана и Сандеро, которые могут занять массовый сегмент между АвтоВАЗом и европейскими иномарками. По цене и массовости своего продукта альянс Хендэ-Киа – едва ли не единственный, кто реально мог бы рассчитывать на выполнение новых условий промсборки. Но без ИжАвто ему будет куда труднее, и главное, накладнее развиваться в России.
«И вот перед нами ещё одна красивая «двухходовка» (а то и «трёхходовка»)», – пишет Елена Ходякова. – Главный конкурент АвтоВАЗа на время нейтрализован. Сам завод в альянсе с Рено-Ниссаном обеспечен уникальными льготами. Последний покупает АвтоВАЗ.
«А что ещё было делать минпромторгу? – поясняет журналистка. – Ведь по программе утилизации, которая пока и спасает АвтоВАЗ, на следующий год планируют выдать лишь 100 тыс. сертификатов. С учётом необналиченных сертификатов, которые автоматически перетекут на следующий год, утилизационных машин в следующем году у АвтоВАЗа будет порядка 200 тыс. Значит, объём поддержки будет ниже вдвое – и продажи АвтоВАЗа могут упасть. Чиновники же так боятся, что французы не захотят купить акции ВАЗа, если роста продаж уровня 2010 года не будет. А вот если у АвтоВАЗа появится некоторое количество эксклюзивных льгот и ИжАвто, который при этом не достанется главным конкурентам, – это совсем другое дело».