Сбербанк продает долги и активы обанкротившегося ИжАвто госкорпорации Ростехнологии и АвтоВАЗу. АвтоВАЗ станет владельцем, но купит ИжАвто в интересах альянса Рено-Ниссан, сообщает сегодня, 20 декабря,
КоммерсантЪ. Основная часть долга ИжАвто, более 9 млрд руб., будет погашена за счёт госсубсидий и списана. На ИжАвто претендовал концерн Хендэ-Киа, Сбербанк попытается продать ему ТагАЗ или Дервейс.
Ростехнологии и подконтрольный госкорпорации АвтоВАЗ подписали со Сбербанком меморандум о покупке долгов и активов ИжАвто 17 декабря. Как будет структурирована сделка, стороны не пояснили. Они отметили только, что АвтоВАЗ купит 100% долей созданного Сбербанком и в его интересах управляющего ИжАвто ООО Объединённая автомобильная группа (ОАГ) Сбербанк держит 9,2 млрд руб. из 13 млрд руб. долга ИжАвто. Глава банка Герман Греф признал, что в ходе сделки с Ростехнологиями и АвтоВАЗом часть выданных ИжАвто кредитов придётся списать.
Как пояснил Ъ знакомый с деталями сделки источник, Сбербанк переуступит Ростехнологиям большую часть долга ИжАвто – на 5,23 млрд руб., а те расплатятся деньгами из федерального бюджета. Госкорпорация получит под сделку очередной имущественный взнос от государства в 2,53 млрд руб. и право пустить на выкуп долгов 2,7 млрд руб. дивидендов монгольского СП Эрдэнэт. Сбербанку придётся списать 2,47 млрд руб. основного долга ИжАвто, 1,5 млрд руб. будут погашены в наступающем году.
В результате в 2011 году ИжАвто и Ростехнологии полностью рассчитаются со Сбербанком, но он выдаст новый кредит в 3 млрд руб. ОАГ под покупку активов ИжАвто на конкурсных торгах (на которых активы будут оценены в эту сумму). После того как ОАГ их купит, её саму купит АвтоВАЗ, который готов заплатить не более 1,7 млрд руб., то есть компания останется должна Сбербанку. Более того, после сделки он вновь прокредитует ОАГ на 7 млрд руб. на развитие инвестпрограммы, сообщают источники Ъ.
Фактически речь идёт о погашении долгов ИжАвто Сбербанку за счёт госбюджета посредством Ростехнологий. В обмен Сбербанк берёт обязательство поддержать инвестпрограмму АвтоВАЗа на ИжАвто. Эта программа нужна не столько АвтоВАЗу, сколько его партнёру альянсу Рено-Ниссан (Рено владеет 25% акций завода). В пятницу в альянсе сообщили Ъ, что ему интересны мощности ИжАвто для сборки коммерческих автомобилей. АвтоВАЗ заявлял, что ему ИжАвто интересен только для выноса производства «классики», которое будет закрыто уже в конце следующего года.
Для Рено-Ниссана сделка крайне удачна, считает аналитик ИК Атон Михаил Пак. Альянс не раз заявлял, что не готов инвестировать живые деньги даже в АвтоВАЗ, в котором владеет блокпакетом, хотя и согласился предоставить заводу оборудование, которое оценил в €240 млн. Теперь Рено-Ниссан сможет начать сборку коммерческих автомобилей на ИжАвто, мощности которого к этому в целом готовы (разве что потребуют переналадки). То, что АвтоВАЗ становится собственником ОАГ, долг которой перед Сбербанком составит 10 млрд руб., вряд ли критично, если учесть, что основная часть долга АвтоВАЗа – беспроцентная ссуда Ростехнологий, добавил аналитик ВТБ Капитала Владимир Беспалов.
Интригой остаётся только то, как Сбербанк договорится с Хендэ-Киа, бывшим основным претендентом на ИжАвто, отметил Михаил Пак. Греф сказал концерну «спасибо» и обещал предоставить альтернативную площадку. Скорее всего, это будет ТагАЗ, долг которого составляет 20 млрд руб. и крупным кредитором которого также является Сбербанк, или Дервейс, 51% акций которого владеет дочка Сбера Сбербанк Капитал, говорят источники Ъ. Альянс Хендэ-Киа отказался уточнить, насколько это ему интересно.