Пять лет назад, 22 декабря 2005 года, произошло «декабрьское вооруженное собрание акционеров АвтоВАЗа», или его «легальный рейдерский захват», цитирует сегодня, 24 декабря, газета
Вольный город – Тольятти бывшего президента международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, ветерана завода Юрия Целикова.
27 октября 2005 года была принята отставка председателя совета директоров АвтоВАЗа Владимира Каданникова в связи с уходом на пенсию, напомнил Юрий Целиков. При Владимире Каданникове завод выжил в период тотального разрушения машиностроительной отрасли и без поддержки государства наладил выпуск «десятого» семейства, Самары-2, Калины, создано СП Джи Эм – АвтоВАЗ. 22 декабря произошло «декабрьское вооружённое собрание акционеров АвтоВАЗа». Безопасность новых хозяев завода обеспечивали полторы сотни милиционеров и десятки сотрудников спецслужб в гражданском. Перед входом в управление завода установили металлоискатели, поставили охранников со сторожевыми собаками. Вазовцы тогда шутили: «Военный цирк приехал». Для устрашения менеджмента прокуратура возбудила несколько уголовных дел и потом тихо их закрыла. В руководстве АвтоВАЗа появились менеджеры с генеральским званием. Один из них сих пор возглавляет совет директоров АвтоВАЗа – генерал-полковник ФСБ Сергей Чемезов.
По оценке Юрия Целикова, после «легального рейдерского захвата АвтоВАЗа чиновниками в погонах» начался «период кадровой чехарды». До того за 39 лет на АвтоВАЗе сменилось 5 гендиректоров. Шестым (с 31 января 2002-го по 22 декабря 2005-го) был Виталий Вильчик. А после за 4 года – 4, не считая и. о. Максима Нагайцева (Есиповский, Артяков, Алёшин, Комаров). «Вице-президенты менялись, как кадры в кино». За 39 лет до того сменилось всего 49 замов гендиректора АвтоВАЗа. Затем за неполные 5 лет – более семидесяти. Начальников управлений, директоров разных дирекций, помощников, советников разного уровня сменилось более 200 человек. После прихода на АвтоВАЗ французского «экскурсионного корпуса» началась «структурная вакханалия», считает Юрий Целиков.
О Рено на АвтоВАЗе есть два мнения: что это – захватчик, стремящийся полностью подмять под себя АвтоВАЗ, и что концерн – настоящий профессиональный потенциальный хозяин завода. Юрий Целиков считает, что истина где-то посередине. Старший вице-президент Рено Кристиан Эстев сам однажды заявил, что его люди на АвтоВАЗе ничего не делают. Деньги они получали в Париже, но платил им АвтоВАЗ. Исполнительный вице-президент Ян Венсан получал на АвтоВАЗе зарплату около 3 млн рублей в месяц плюс средства проживание и питание. Число представителей Рено иногда зашкаливало за сотню.
При этом команда (точнее, делегации) Ниссана играют на АвтоВАЗе весьма позитивную роль, убеждён ветеран завода: они «более честные и менее жадные до денег». Например, Рено продал АвтоВАЗу лицензию на двигатель. Для её покупки взят кредит во французском банке, по которому 2 года платятся проценты, а двигателя нет. «Считаю, что французы поступили нечестно. Я уверен, что японцы так никогда бы не поступили. Они если заключают сделки, то отвечают за реализацию проекта. Конечно, может быть, мы этот двигатель сделаем, но ведь он устаревает с каждым годом. Два уже прошло, – рассказал Юрий Целиков. – Вот ещё один пример: они нам сейчас завозят свое программное обеспечение, и это притом, что наши программы вполне могут удовлетворить все потребности на ближайшие 10-15 лет. Получается, что наши программисты не нужны, и тем самым французы отдаляют творческих людей от производства и развития, то есть занимаются вышибанием мозгов. Словом, рабовладельческая площадка».
На момент ухода Владимира Каданникова АвтоВАЗ был на подъёме и на высокой скорости входил в мировой автопром, считает Юрий Целиков. «Если бы хоть часть той правительственной помощи, которую завод получает сейчас, была тогда, то все было бы иначе. Но мы тогда замечали, как свои обшелушивают завод, и вместе с профсоюзом «Единство» боролись за уменьшение количества недостатков руководства. Но, как выяснилось позже, это были детские игры по сравнению с тем, что начали творить москвичи. Мы надеялись, что пришли государственники, а оказалось, что пришли люди, которые с помощью АвтоВАЗа начали отмывать бюджетные деньги», – рассказал он.
Однако действующий президент АвтоВАЗа Игорь Комаров сделал очень много, «и было бы здорово, если бы он закрепился тут лет на пять», – отметил Юрий Целиков. Его особенно обнадёживает тяга Игоря Комарова к молодым специалистам и вообще к молодёжи. Но недоверие к прежним командам топ-менеджеров уже настолько разрослось, что и к Комарову относятся с настороженностью. «Для любого пришельца со стороны всегда будет проблемой получить доверие на заводе от рабочего».
Ещё одна проблема – существующая сейчас кадровая политика АвтоВАЗа. «Службой безопасности руководит танкист, маркетингом – геолог, у нас в техобслуживании один руководитель – инженер-строитель, другой – моряк. То есть ни у кого нет школы машиностроения», – пояснил Юрий Целиков. Однако ему нравится, что Игорь Комаров в отличие от предшественников не даёт обещаний. Первый директор ВАЗа Виктор Поляков говорил: «Меня всегда раздражала раздача различных обещаний, которые, как правило, под всяческими объективными причинами срывались. Мы категорически проводили везде линию не давать никаких предварительных обещаний...». Сейчас различные обещания Сергея Чемезова влияют на котировку акций АвтоВАЗа, «потом эти акции Тройка-диалог крутит на фондовых рынках. Все (или почти все) топ-менеджеры АвтоВАЗа делают деньги через Тройку-диалог. Вот и делайте выводы», – сказал ветеран.